За праздники раскрутилась и сникла, сошла на нет история приглашения в худруки петербургского Театра имени Ленсовета Юрия Бутусова. Из театра он не ушел, но лестное предложение вынужден был отклонить, так как связано оно было с неприятными обременениями: нынешний руководитель петербургского Комитета по культуре и сам режиссер Дмитрий Месхиев предложил Бутусову повышение, но одновременно попросил работать, то есть ставить спектакли только в Театре Ленсовета. Контракт – штука тонкая, очень важно, чтобы он устраивал обе стороны, еще важнее, чтобы, подписав, те и другие смогли взятые на себя обязательства выполнить. А режиссеры, как оказалось, во многом подобны поэтам, творят где хотят, да и как приковать режиссера к одной-единственной сцене?
Бутусов сегодня – один из самых известных режиссеров России, только что вот получил «Золотую маску» как лучший режиссер за «Чайку», поставленную в «Сатириконе». Да, в «Сатириконе», а в Театре имени Ленсовета, где он главный режиссер с февраля прошлого года, он пока не поставил ничего. В биографии Бутусова всегда называют спектакли, поставленные им в Ленсовете, но это все старые спектакли – с Хабенским, Пореченковым, Трухиным, поставленные на рубеже веков. То есть правда – давно. Трудно вообразить себе Товстоногова или Любимова, Ефремова, которые бы не держали в уме пару-тройку названий, с которыми готовы выйти к труппе. Ну, пока молоды были, здоровы, силы были «те». Контракт, конечно, важен, но, как верно заметил в интервью «НГ» худрук Студии театрального искусства Сергей Женовач, контракт – это бумага, она больше нужна для того, чтобы знать пределы, границы своих возможностей, чтобы честно сговариваться. Бутусов в итоге отказался становиться худруком, но главным режиссером Театра имени Ленсовета остался, то есть, выходит, главный режиссер может работать «на стороне». Что нормально. Режиссер любой, не только Бутусов, конечно, имеет право работать везде, если силы есть, тем более такого, как Бутусов, ждут везде с распростертыми объятиями. Но, наверное, и у себя. В своем театре главный режиссер тоже иногда может ставить – это же не возбраняется, не наказуемо? Ну, я так думаю, что, когда Бутусова приглашали в Театр Ленсовета «просто» главным, на это ведь надеялись, наверное?
Из приятных новостей – в Москомархитектуре прошло обсуждение проекта нового здания Государственного центра современного искусства, а точнее – музея современного искусства, который по проекту Михаила Хазанова, Антона Нагавицына и Михаила Миндлина построят на Бауманской, на пересечении со Старокирочным переулком. Какие-то замечания были внесены, из сообщения на сайте Москомархитектуры можно заключить, что существенно они проект уже не изменят, он в целом одобрен и, на мой взгляд, может стать одним из самых интересных зданий в Москве. Хотя теперь уже самое время думать, что будут выставлять внутри, что можно, а что нет показывать в таком музее в России, имея в виду все новости последних месяцев и лет – с арестованными участницами известной группы, с запретом выставки «Родина» в Новосибирске и т.д.
Имя нового министра культуры мы узнаем, судя по всему, на этой неделе. Всем хочется уже сегодня, лучше – вчера. Пока по-прежнему существует версия о том, что кресло сохранят за Александром Авдеевым, правда, на некоторое время, может быть, на полгода, из новых «претендентов» – началось обсуждение «кандидатур» замминистра Григория Ивлиева и возвращение в Министерство культуры «прозябающего» без масштабной деятельности Михаила Швыдкого.