Один из главных сюжетов этой недели – вручение государственной премии в области современного искусства «Инновация». Церемонию ждали с интересом, правда не таким сильным, как год назад, когда среди номинантов оказалась скандальная арт-группа «Война». В этот раз шорт-лист сюрпризов не обещал, да и сама церемония прошла довольно тихо. Министерство культуры снова заявило о своей поддержке премии, награды получили действительно сильные и уважаемые («НГ» подробно писала об этом). А сама премия пользуется вниманием и общественности, и прессы, и без скандалов.
Чего не скажешь о пока более локальной, но не менее любопытной Премии имени Сергея Курехина, которая также присуждается за достижения в области современного искусства и отчасти является петербургским ответом московской «Инновации». Правда, пока премию вручили только в третий раз, а призовой фонд ее гораздо меньше (250 тыс. руб. за Гран-при, по 100 тыс. – остальным лауреатам). Вместе с тем в жюри – люди авторитетные и уважаемые, все те же, кто делает и «Инновацию»: Иосиф Бакштейн, Василий Церетели, Александр Боровский. Последний, кстати, и сам стал лауреатом со своей книгой «История искусств для собак» (во впервые введенной номинации «Лучший текст о современной культуре»). Кроме того, одним из номинантов стала арт-группа AES+F с проектом «Священная аллегория» (лучший медиапроект). Лучшими кураторами назвали сотрудников отдела новейших течений Третьяковки Кирилла Алексеева и Кирилла Светлякова за выставку «Заложники пустоты» (спецпроект 4-й Московской биеннале современного искусства). А лучшим произведением паблик-арт была признана работа Жанны Кадыровой из Перми.
Кстати, про Пермь. Если уж начали говорить о конкурсах, то нельзя не заметить новость, пришедшую в начале недели из этого уральского города, которому уже несколько лет пророчат статус новой культурной столицы. Именно в Перми впервые директор госмузея будет выбран на конкурсной основе. А точнее, судьбу Пермской государственной художественной галереи, оставшейся без руководителя в конце 2011 года, решит жюри из девяти человек (среди которых, заметьте, все те же неутомимые Бакштейн и Церетели). Вот такая вот, будем надеяться, удачная инновация. Под это дело, вероятно, есть надежда, что построят галерее и давно обещанное новое здание – сейчас собрание располагается в давно закрытом кафедральном соборе города, который в конечном итоге должен быть передан РПЦ.
Впрочем, в то время как одни музеи готовятся покинуть не подходящие им помещения, другие и вовсе переходят в виртуальное пространство. На этой неделе стало известно, что онлайн-коллекцию произведений искусства Google Art Project пополнили экспонаты из Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, Русского музея и Международного центра Рерихов в Москве. Правда, поход в музей этот компьютерная экскурсия все равно не заменит – оцифрованы были избранные экспонаты, всего 51 работа – из ГРМ, 49 – из ГМИИ и 4 – из Центра Рерихов. Зато разрешение изображений такое, что рассмотреть виртуальные картины (а их там большинство) можно в мельчайших подробностях, чего в музее сделать получается не всегда.
Ну и наконец благополучно завершился сюжет, за которым «НГ» следила на прошлой неделе. Руководство Кирилло-Белозерского музея-заповедника, в состав которого входит Музей фресок Дионисия, отменило приказ о сокращении должности хранителя фресок и увольнении Елены Шелковой, почти 20 лет занимавшейся сохранением этого редчайшего для России памятника, включенного в список ЮНЕСКО. На отмену приказа повлияло заявление Минкульта, которое выразило свое несогласие с решением руководства музея. Так что такой странной музейной «инновации», к счастью для памятника культуры, осуществиться теперь не суждено.