На прошедшей неделе стало известно, что в России нет несистемной оппозиции. Президент Дмитрий Медведев повелел считать системными все оппозиционные партии и движения, если они, конечно, соблюдают законы. А кто их не соблюдает, тот преступник, решительно заключил глава государства. И вроде бы предстоящая ему на этой неделе встреча с представителями незарегистрированных политструктур этот посыл подтверждает. Ведь в ней, похоже, все-таки не примут участие политики, которые периодически выходят на улицы и задерживаются полицией.
Скажем, сопредседатели ПАРНАСа на беседу к президенту не пойдут, сомневался на прошлой неделе в необходимости этого шага и координатор «Левого фронта» Сергей Удальцов. Хотя он в отличие от, например, Михаила Касьянова приглашение прийти к Медведеву получил. Был приглашен и Борис Немцов, но он предпочел уехать в срочную деловую поездку. То есть получается, что не было никакой селекции законопослушных и не очень. Просто часть, если говорить по-новому, системной оппозиции третьего уровня хочет показать, что в пиар-мероприятиях она участвовать не будет. Ведь 2 апреля президент намерен лишь подписать новый закон о партиях и выслушать комплименты в свой адрес.
Между тем остальные составляющие элементы политреформы, как стало понятно на прошедшей неделе, не то чтобы буксуют – они скорее разворачиваются в иную сторону. Скажем, медведевский закон о прямых выборах губернаторов обрастает такими подробностями, которые делают их не совсем прямыми и не очень выборами. Идея «президентского фильтра», которую выдвинул Владимир Путин, будет осуществлена. Хотя Медведев изначально ее и не поддерживал.
Премьер на прошедшей неделе не занимался политическими делами. Но его влияние на них теперь проявляется все четче. Политреформа, переделываемая сейчас под Путина, – наглядный тому пример. Но есть и другие. Например, подготовленные Советом Федерации по согласованию с Минобороны новые правила призыва на срочную службу. Смысл их в том, что получение повестки в военкомат становится обязанностью гражданина, за невыполнение которой следует уголовная ответственность. То есть уже не за уклонение от призыва, а за игнорирование приглашения на него.
Присутствует Путин незримо и в таком деле, как астраханская голодовка эсэра Олега Шеина в связи с итогами выборов мэра города. Напомним, что сразу после 4 марта лидер «Справедливой России» Сергей Миронов попросил Путина-победителя помочь разобраться с этой ситуацией. И тот вроде бы пообещал, но за множеством возникших проблем, похоже, забыл. И теперь голодовка экс-кандидата в мэры является своего рода напоминанием Путину. Вчера в Астрахань отправились Сергей Миронов и Николай Левичев.
Все время помнит о Путине и продолжающая оставаться несистемной оппозиция. Потому что этого ждут от нее гражданские активисты. В специальном письме они потребовали от профессиональных политиков перестать соглашательствовать и выйти 6 мая под стены Кремля. Пусть и без разрешения властей. Чтобы отметить путинскую инаугурацию 7 мая и, если удастся, помитинговать во время ее проведения.
Пока до «марша миллионов» больше месяца, главный удар интернет-оппозиция наносит по РПЦ. Похоже, именно жесткие заявления Патриарха Кирилла по отношению к панк-группе Pussy Riot, которую протестующие граждане уже считают жертвой политических гонений, и стали причиной скандала вокруг якобы его квартиры в Доме на набережной.