Фото с официального сайта Музея фресок Дионисия
В пятницу в «НГ» вышла статья Елены Шелковой, хранителя фондов Музея фресок Дионисия, филиала Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, об увольнении которой стало известно некоторое время тому назад. Об увольнении – с предложением ей перейти на другую работу, слесарем-сантехником – в 20 километрах от нынешней. Спустя несколько часов появилось письмо врио министра культуры Андрея Бусыгина: «Минкультуры России... считает принятое кадровое решение не соответствующим целям деятельности музея-заповедника» и «просит отменить приказ» такой-то и «доложить в Минкультуры России».
Еще один сюжет и скандал недели связан с фильмом Олеси Фокиной об Ирине Антоновой. Фильм вышел на Первом канале в позапрошлую субботу, а всю неделю его обсуждали, и связано это было с заявлением, которое сделала Ирина Александровна вскоре после телевизионной премьеры. Она говорила про какие-то чуть ли не оскорбления, нанесенные уважаемым людям, про фактические неточности... Все это было так серьезно, что я, испытывая самые трепетные чувства к Антоновой, бесконечно уважая ее, долго не мог собраться с силами, чтобы посмотреть этот «кровожадный» фильм, отнявший, по ее собственному замечанию, у нее несколько лет жизни (а я, как и многие, искренне ей желаю жить еще долго и вызывать восхищение не «банальным» долголетием, а неуемной и кипучей энергией, подвижничеством, неизменной принципиальностью и т.д.). Посмотрел. По-моему, это – один из, не побоюсь этих слов, шедевров в документальном кино последних лет. Ведь... Вот пример – Олег Дорман снял многосерийный фильм-монолог Лилианы Лунгиной. После него было несколько попыток сделать такие же фильмы-жизнеописания. Не получается. Трудно пробиться к человеку, часто – почти невозможно. Тем более – к тем, кто прожил долгую и непростую жизнь, хотя, конечно, всякая жизнь полна сложностей, простых не бывает, но Антонова – из тех, кто давно уже выстроил и, наверное, свыкся со своим образом, которого Фокина, кстати, не разрушает. И цели такой перед собой, это ясно, она не ставила. Но жизнь рядом, без желания пролезть в потемки чужой души, без «скрытой камеры», без... без любых, расхожих сегодня журналистских приемов, – это долгое, на протяжении месяцев, может, года наблюдение за Антоновой, разговоры с ней позволили увидеть ее не другой, но добавили объем и воздух в уже сложившийся образ, временами – как всякий сложившийся образ – готовый превратиться в маску, удобную и самому человеку, и окружающим. Кто прокомментирует? – Антонова...
Сама готовит?.. Сама за рулем?! – Сергей Степашин не в силах поверить, жена Степашина в удивлении округляет глаза... Нежность – когда говорит про мужа, строгая, жесткая, даже неумолимая, когда обсуждается очередная выставка. Несколько мест – трогающих до слез, меня – до слез. Этот фильм, скажу так, превращает ее, привычно олимпийскую богиню, в олимпийскую богиню с человеческим лицом, ведь в подробных пересказах у греков олимпийские боги вели себя вполне по-человечески, влюблялись, как люди, обижались, даже мстили... Что же так возмутило, оскорбило Ирину Александровну? Честно – не понимаю.
Не поняло претензий и руководство Первого канала. По располагаемой мной информации, Константин Эрнст 10 минут умолял Ирину Антонову сказать конкретно, что же именно ей не понравилось. Но в ответ услышал лишь самые общие слова. В Москве ходят слухи, что интригу с недовольством Антоновой «замутили» те, кто хочет сместить ее с поста главы музея в свете предстоящих инвестиций в музейный городок на Волхонке.
В среду в Центре драматургии и режиссуры на Беговой прошла дискуссия, посвященная новым культурным центрам, часто – на месте бывших заводов и фабрик; я ее вел. Пригласили всех и, как выяснилось, впервые вместе, правда, не за одним (одного не хватило), за несколькими столиками собрались основатель и еще недавно – директор Винзавода Софья Троценко, главный архитектор АртПлея Михаил Лабазов-мл., директор Центра творческих индустрий ПRОЕКТ_FАБRИКА Ася Филиппова, Анна Манюк, несколько лет руководившая творческими проектами дизайн-завода Флакон, а теперь занятая арт-резиденцией в Николо-Ленивце и вообще – АрхСтоянием, от АрхСтояния был еще архитектор Василий Щетинин. Приехала и приняла участие в разговоре в этот день назначенная первым замом руководителя Департамента культуры Москвы Екатерина Проничева. Говорили о том, как трудно и в то же время – стремительно протаптываются «столбовые дороги» к новым культурным центрам, как часто театр в этой структуре становится важен и нужен, что инициатива снизу здесь решает все, а помощь «сверху» – всегда кстати. По-моему, важно, что разговор проходил именно в Центре драматургии и режиссуры, который сегодня пробивает «культурную брешь» на Третьем кольце, а до того первый пробовал «на вкус» и играл в клубах, в совершенно неожиданных и неприспособленных пространствах, где придется, можно сказать, и очень часто – выигрывал.