Фото Reuters/РИА Новости
Две истории не давали замереть лентам информационных агентств. Фильм «Август. Восьмого» накануне выхода в украинский прокат был признан тамошними националистами «разжигающим межнациональную рознь», кинотеатры повелись на слухи о запрете проката картины и отменили запланированные сеансы. Украинские чиновники между тем рассказывали, что поводов говорить о запрете нет, просто заявка на выдачу «Августу» прокатного удостоверения все еще рассматривается в недрах государственных структур, ведающих кино. «Запретом может являться как сам по себе запрет, а может и отсутствие разрешения, – заявил второй продюсер, глава компании «Главкино» Илья Бачурин в интервью РИА Новости. – Прокатное удостоверение нашему фильму Минкультуры Украины не выдало, а так как показать фильм без прокатного удостоверения невозможно, то разговоры о том, что запрета нет, не более чем фарисейство». В четверг наконец из Киева пришла новость: «Государственное агентство Украины по вопросам кино сообщает, что 15 марта 2012 года фильму «Август. Восьмого» режиссера Джаника Файзиева выдано прокатное удостоверение на право распространения и демонстрирования фильма на территории Украины с ограничением зрительской аудитории в возрасте до 18 лет». «Может быть сколько угодно мнений относительно художественной ценности или содержательного наполнения фильма, – заявил первый заместитель председателя Госкино Украины Сергей Семкин. – Но зритель имеет право на то, чтобы составить это мнение самостоятельно – посмотреть фильм и определить собственное отношение к работе создателей картины и событий, о которых говорится в фильме. Госкино не может выступать цензором в таких вопросах».
Второй громкий сюжет недели – обсуждение инициативы Минэкономразвития о введении для кинотеатров обязательной квоты на показ российского кино. Первыми оторопели от такой перспективы киночиновники. В их осторожных высказываниях сквозило недоумение: спасибо, мол, за такую заботу, но где ж взять столько отечественных фильмов, да еще таких, на которые зритель добровольно пойдет в залы?.. Представители киносетей отреагировали куда более определенно: если квоту введут, то фильмы, не пользующиеся неподдельным спросом, будут показываться «в чуланах». Председатель совета директоров прокатной компании «Киносити» Эдуард Пичугин в интервью РИА Новости пояснил: «В год примерно 380 фильмов на рынке пытаются попасть в кинозалы, а кинотеатры выбирают из них 150 лучших картин. А посчитайте, сколько фильмов сегодня производит российская киноиндустрия, – это капля в море, которая не в состоянии обеспечить квоту». Под конец недели заместитель министра экономического развития Станислав Воскресенский сообщил переполошившейся общественности: «Формализованных предложений нет, это было мое письмо в Минкультуры, но это же не решение правительства. Мы направили разные варианты, один из них – установление минимальных часов показа национального кино, эта мера применяется в нескольких странах мира. Мы лишь изучили опыт, причем минимальное число показов полностью соответствует нормам ВТО, на этот счет есть даже отдельная статья. Мы это все проверили, информацию направили в Минкультуры, и их дальнейшая работа – все это довести до ума».
В прошлое воскресенье премьер-министр России, избранный президент Владимир Путин пообещал провести совещание по проблемам музейного дела «в течение 10 дней – двух недель». Сказал он это на встрече с министром культуры Александром Авдеевым, который заметил, что «есть много вопросов для обсуждения», но «эта встреча будет не только о проблемах, но и о хорошем: о том, что сделано. А хороших дел было сделано много, особенно в последние три года». Это правда. Но, говоря о хорошем, Ирина Антонова, директор Пушкинского музея, конечно, скажет и о проблемах, возникших со строительством депозитария. Трудно сказать, кто и зачем убедил новое руководство Москвы в том, что депозитарий музейный – это склад, но именно этот аргумент сегодня стоит на первом месте у тех, кто предлагает вывести депозитарий и Музеев Кремля, и депозитарий Пушкинского за МКАД. Хотя депозитарий кремлевский нужен был как раз для того, чтобы у Музеев Кремля наконец появилась выставочная площадка, не связанная со строгими режимными правилами президентской резиденции. Депозитарий – в первую очередь научный центр, и нет смысла выселять его из музейного городка, где для него уже «зарезервировано» место. Кстати, Путин – первый среди высокопоставленных российских чиновников, кто в эти тонкости музейного дела вник и предложил Авдееву «прислушаться все-таки к мнению самих музейных работников, директора музея. Не надо здесь мелочиться, и нужно сделать так, чтобы людям удобно было работать». Еще один серьезный повод для непростого разговора – сокращение штатов. Иначе и не могло быть, все и в музеях, и в театрах, везде и не сомневались, что 83-й закон, вступивший в силу 1 января этого года, который заставил все бюджетные учреждения выбирать одну из трех организационных форм, приведет к сокращению – и финансирования, и штатов. Свежий пример, смешной только на первый взгляд. Хранителю фресок Кирилло-Белозерского монастыря сообщили о грядущем увольнении и тут же – так положено по закону – предложили вакантную должность слесаря-сантехника – в 20 км от ее нынешнего места работы. У нас что, в стране так много профессиональных музейных хранителей?! У нас разве много других областей, где профессионалы – мирового уровня?! Так почему опять – как кричала героиня Светланы Немоляевой в картине «Гараж» – почему снова Гуськов? Почему всегда Гуськов?
В общем, имея в виду скорую сдачу поста, Александру Авдееву есть где развернуться, чтобы дембельский его аккорд запомнился надолго.
А еще на минувшей неделе исполнилось 50 лет моему однофамильцу, директору театра ОКОЛО Константину Заславскому. Мы познакомились восемь лет назад, наутро после катастрофического для театра пожара, уничтожившего большую – хотя на самом деле крохотную сцену театра. Завели уголовное дело, скоро его закрыли, и вот уже восемь лет директор борется за жизнь этого легендарного театра Юрия Погребничко, одного из немногих наших, кого часто приглашают на гастроли в Европу – во Францию, в Швейцарию... Год назад я побывал на пепелище – там, где раньше была сцена, вовсю зеленела трава, но главное – сцену и не выстроить уже заново, поскольку предприимчивые и находчивые жильцы соседнего дома уже выдвинулись вперед просторными мансардами, которые нависли над бывшими сценой и залом. Мертвым грузом. И все решения о ремонте и реконструкции, кажется, каждый раз будут разбиваться об этот «быт». Как не пожелать директору театра здоровья и новых успехов?!