0
1040
Газета Неделя в обзоре Интернет-версия

19.03.2012 00:00:00

В культуре: Март двенадцатого против "Августа. Восьмого"

Григорий Заславский

Об авторе: Григорий Заславский - заведующий отделом культуры "НГ"

Тэги: культура, кино, украина, файзиев, минэкономразвития, кинотеатр, квота


культура, кино, украина, файзиев, минэкономразвития, кинотеатр, квота Фото Reuters/РИА Новости

Две истории не давали замереть лентам информационных агентств. Фильм «Август. Восьмого» накануне выхода в украинский прокат был признан тамошними националистами «разжигающим межнациональную рознь», кинотеатры повелись на слухи о запрете проката картины и отменили запланированные сеансы. Украинские чиновники между тем рассказывали, что поводов говорить о запрете нет, просто заявка на выдачу «Августу» прокатного удостоверения все еще рассматривается в недрах государственных структур, ведающих кино. «Запретом может являться как сам по себе запрет, а может и отсутствие разрешения, – заявил второй продюсер, глава компании «Главкино» Илья Бачурин в интервью РИА Новости. – Прокатное удостоверение нашему фильму Минкультуры Украины не выдало, а так как показать фильм без прокатного удостоверения невозможно, то разговоры о том, что запрета нет, не более чем фарисейство». В четверг наконец из Киева пришла новость: «Государственное агентство Украины по вопросам кино сообщает, что 15 марта 2012 года фильму «Август. Восьмого» режиссера Джаника Файзиева выдано прокатное удостоверение на право распространения и демонстрирования фильма на территории Украины с ограничением зрительской аудитории в возрасте до 18 лет». «Может быть сколько угодно мнений относительно художественной ценности или содержательного наполнения фильма, – заявил первый заместитель председателя Госкино Украины Сергей Семкин. – Но зритель имеет право на то, чтобы составить это мнение самостоятельно – посмотреть фильм и определить собственное отношение к работе создателей картины и событий, о которых говорится в фильме. Госкино не может выступать цензором в таких вопросах».

Второй громкий сюжет недели – обсуждение инициативы Минэкономразвития о введении для кинотеатров обязательной квоты на показ российского кино. Первыми оторопели от такой перспективы киночиновники. В их осторожных высказываниях сквозило недоумение: спасибо, мол, за такую заботу, но где ж взять столько отечественных фильмов, да еще таких, на которые зритель добровольно пойдет в залы?.. Представители киносетей отреагировали куда более определенно: если квоту введут, то фильмы, не пользующиеся неподдельным спросом, будут показываться «в чуланах». Председатель совета директоров прокатной компании «Киносити» Эдуард Пичугин в интервью РИА Новости пояснил: «В год примерно 380 фильмов на рынке пытаются попасть в кинозалы, а кинотеатры выбирают из них 150 лучших картин. А посчитайте, сколько фильмов сегодня производит российская киноиндустрия, – это капля в море, которая не в состоянии обеспечить квоту». Под конец недели заместитель министра экономического развития Станислав Воскресенский сообщил переполошившейся общественности: «Формализованных предложений нет, это было мое письмо в Минкультуры, но это же не решение правительства. Мы направили разные варианты, один из них – установление минимальных часов показа национального кино, эта мера применяется в нескольких странах мира. Мы лишь изучили опыт, причем минимальное число показов полностью соответствует нормам ВТО, на этот счет есть даже отдельная статья. Мы это все проверили, информацию направили в Минкультуры, и их дальнейшая работа – все это довести до ума».

В прошлое воскресенье премьер-министр России, избранный президент Владимир Путин пообещал провести совещание по проблемам музейного дела «в течение 10 дней – двух недель». Сказал он это на встрече с министром культуры Александром Авдеевым, который заметил, что «есть много вопросов для обсуждения», но «эта встреча будет не только о проблемах, но и о хорошем: о том, что сделано. А хороших дел было сделано много, особенно в последние три года». Это правда. Но, говоря о хорошем, Ирина Антонова, директор Пушкинского музея, конечно, скажет и о проблемах, возникших со строительством депозитария. Трудно сказать, кто и зачем убедил новое руководство Москвы в том, что депозитарий музейный – это склад, но именно этот аргумент сегодня стоит на первом месте у тех, кто предлагает вывести депозитарий и Музеев Кремля, и депозитарий Пушкинского за МКАД. Хотя депозитарий кремлевский нужен был как раз для того, чтобы у Музеев Кремля наконец появилась выставочная площадка, не связанная со строгими режимными правилами президентской резиденции. Депозитарий – в первую очередь научный центр, и нет смысла выселять его из музейного городка, где для него уже «зарезервировано» место. Кстати, Путин – первый среди высокопоставленных российских чиновников, кто в эти тонкости музейного дела вник и предложил Авдееву «прислушаться все-таки к мнению самих музейных работников, директора музея. Не надо здесь мелочиться, и нужно сделать так, чтобы людям удобно было работать». Еще один серьезный повод для непростого разговора – сокращение штатов. Иначе и не могло быть, все и в музеях, и в театрах, везде и не сомневались, что 83-й закон, вступивший в силу 1 января этого года, который заставил все бюджетные учреждения выбирать одну из трех организационных форм, приведет к сокращению – и финансирования, и штатов. Свежий пример, смешной только на первый взгляд. Хранителю фресок Кирилло-Белозерского монастыря сообщили о грядущем увольнении и тут же – так положено по закону – предложили вакантную должность слесаря-сантехника – в 20 км от ее нынешнего места работы. У нас что, в стране так много профессиональных музейных хранителей?! У нас разве много других областей, где профессионалы – мирового уровня?! Так почему опять – как кричала героиня Светланы Немоляевой в картине «Гараж» – почему снова Гуськов? Почему всегда Гуськов?

В общем, имея в виду скорую сдачу поста, Александру Авдееву есть где развернуться, чтобы дембельский его аккорд запомнился надолго.

А еще на минувшей неделе исполнилось 50 лет моему однофамильцу, директору театра ОКОЛО Константину Заславскому. Мы познакомились восемь лет назад, наутро после катастрофического для театра пожара, уничтожившего большую – хотя на самом деле крохотную сцену театра. Завели уголовное дело, скоро его закрыли, и вот уже восемь лет директор борется за жизнь этого легендарного театра Юрия Погребничко, одного из немногих наших, кого часто приглашают на гастроли в Европу – во Францию, в Швейцарию... Год назад я побывал на пепелище – там, где раньше была сцена, вовсю зеленела трава, но главное – сцену и не выстроить уже заново, поскольку предприимчивые и находчивые жильцы соседнего дома уже выдвинулись вперед просторными мансардами, которые нависли над бывшими сценой и залом. Мертвым грузом. И все решения о ремонте и реконструкции, кажется, каждый раз будут разбиваться об этот «быт». Как не пожелать директору театра здоровья и новых успехов?!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Анастасия Башкатова

Жилищной отрасли предстоит долго распутывать клубок проблем с ценами и кредитными ставками

0
1626
В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

Михаил Сергеев

Россия, кажется, продолжит переход к углеродной нейтральности

0
1399
Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Ольга Соловьева

Министры планируют оценить экологический и экономический ущерб от загрязнения мазутом Черноморского побережья

0
1261
"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

  

0
891

Другие новости