На минувшей неделе в Молдавии трехлетний управленческий кризис завершился избранием президента. Им стал кандидат от правящего Альянса за евроинтеграцию Николай Тимофти. Коммунистическая партия, бойкотировавшая голосование в парламенте – по Конституции президента выбирают депутаты, провела несколько акций протеста, вероятно, проведет еще, но история кажется завершенной. Николаю Тимофти уже поступают поздравления от зарубежных коллег, других особых возражений по поводу состоявшихся выборов нет, и, таким образом, Молдавия открывает новую страницу своей истории.
Многочисленные протесты западных институтов, поступившие в Минск, их призывы к президенту Александру Лукашенко изменить участь приговоренных к высшей мере наказания за осуществление террористических актов Владислава Ковалева и Дмитрия Коновалова ничего не дали. В конце минувшей недели белорусские СМИ сообщили о приведении приговора в исполнение. На постсоветском пространстве случай за последние годы беспрецедентный, укрепляющий крайне негативный образ белорусских властей в глазах мирового сообщества.
Грузинская оппозиция также на минувшей неделе констатировала: президент Михаил Саакашвили завершил трансформацию от авторитарного стиля правления к диктатуре. По заявлению бывшего посла страны в ООН Ираклия Аласании, на западе Грузии формируются непонятные военизированные отряды, что может свидетельствовать о готовности Саакашвили втянуть страну в гражданскую войну, если итоги парламентских выборов, которые пройдут осенью нынешнего года, окажутся для правящего «Национального движения» неприемлемыми. Ситуация в Грузии между тем накалилась настолько, что посол США Джон Басс был вынужден выступить с критическим заявлением. Дело в том, что власти в противостоянии с оппозицией во главе с Бидзиной (Борисом) Иванишвили применили ноу-хау, задействовав возможности Контрольной палаты – органа, занимавшегося доселе вопросами экономических отношений между государством и предпринимательскими слоями, бизнес-структурами etc. Теперь это учреждение получило право выяснять политические пристрастия грузинских бизнесменов, приглашая их на форменные допросы. Десятки предпринимателей уже прошли через неприятную процедуру, в ходе которой получили рекомендации сменить политические ориентиры. Оппозиционеры призвали обратить внимание на происходящее в числе других и Киргизию, чьи правительственные делегации прибывают в Грузию чуть ли не еженедельно перенимать опыт, - а нужно ли им строить «такую успешную страну»?
Соседняя Армения также вошла в предвыборную фазу. Здесь в мае будут выбирать парламент. В отличие от Грузии этой республике удалось избежать глубокого раскола в обществе. Отчасти благодаря и карабахской проблеме, удачное (естественно, для армянской стороны) решение которой требует максимальной консолидации общества. На минувшей неделе Армения еще раз продемонстрировала избранную ею политику комплементарности в действии. В Ереване вспомнили о затерянном в тихоокеанских водах острове Тувалу и установили с ним дипломатические отношения. Подобный интерес к этому государству легко объясним, если вспомнить о его отношениях с Абхазией и Южной Осетией и о схожести вопроса Карабаха с вопросами экс-грузинских автономий.
Уж если речь зашла и о них, то нелишне вспомнить, что на минувшей неделе глава администрации Краснодарского края Александр Ткачев был назначен президентом РФ Дмитрием Медведевым спецпредставителем по Абхазии. В Сухуме пока размышляют, что бы это значило – свежа еще память о том, как Ткачев был чуть ли не главным сторонником того, чтобы в 2004 году президентом Абхазии стал Рауль Хаджимба. Напомним, что тогда чрезмерная настойчивость представителей России едва не привела к гражданской войне в этой причерноморской республике.
А в Южной Осетии продолжается кампания по выборам президента. Ее отличительной чертой стали жалобы фактически всех четырех кандидатов на давление со стороны сил, близких к экс-президенту Эдуарду Кокойты. Несколько дней назад на этот счет специальное заявление распространил посол республики в РФ Дмитрий Медоев. По его словам, он получил угрозы, сопряженные с требованием отказаться от участия в выборах и покинуть Южную Осетию. Медоев уверен, что за шантажом стоят Кокойты и его родственник – генпрокурор Теймураз Хугаев.