Это была неделя громких событий в Сирии, заслонивших собой все остальное, что происходило на Ближнем Востоке. А там во многих местах разворачивались свои драмы.
В Йемене, недавно осчастливленном новым президентом, беспилотники ЦРУ охотились за боевиками местного филиала «Аль-Каиды». Террористическая организация под названием «Партизаны шариата» контролирует обширную зону на юго-востоке страны. В минувшую субботу с помощью дронов американцы обстреляли колонну автомашин боевиков у города Эль-Бейда. Убиты 23 человека. Такова все более прочно закрепляющаяся дистанционная форма войны с терроризмом. Не случайно директором ЦРУ стал генерал Дэвид Петреус, который ранее командовал войсками в Ираке и Афганистане.
Еще более значимые события происходили в Ливии. Там, в восточном городе Бенгази, где год назад вспыхнуло восстание против Муаммара Каддафи, в начале недели прошел Конгресс народа Киренаики. Его участники объявили свой регион автономией Барка и выразили намерение создать министерства, в том числе нефти и внутренних дел.
По существу, это возвращает страну к ситуации, существовавшей до переворота, устроенного Каддафи 40 лет назад. Тогда Ливия состояла из трех в значительной степени самостоятельных областей: Киренаики, Триполитании и Феззана. Киренаика – самая богатая нефтью часть Ливии.
Хотя сторонники автономии признают роль центрального правительства в сферах внешней политики и обороны, то есть выступают фактически за полуавтономию, глава Переходного национального совета (ПНС) Мустафа Абдель Джаллуд в среду пригрозил им применением силы. В пятницу в Триполи и Бенгази прошли демонстрации в поддержку ПНС.
Вслед за Бенгази попытались обособиться власти города Мисураты. Они установили контроль над въездом в город и перестали допускать чужих.
Между тем на этой неделе была раскрыта еще одна реальность нынешней Ливии. Постпред России при ООН Виталий Чуркин сообщил на заседании Совета Безопасности ООН, что на территории Ливии при поддержке ее властей создан лагерь, в котором проводится подготовка боевиков для Сирии.
В какой-то мере эта информация находит подтверждение в сведениях, поступивших из сирийского города Хомса. Там под властью повстанцев творились расправы, какие происходили в Ливии в момент падения режима Каддафи. Учитывая, что среди сирийских повстанцев заметную роль играет «Аль-Каида», получается, что Ливия поставляет ей бойцов.
Власти Ливии откликнулись на выступление Чуркина. Премьер-министр Абдельрахим аль-Киб сказал, что ему по этому вопросу «ничего не известно». Глава ливийского правительства, находившийся в Вашингтоне, также заявил, что контракты, ранее подписанные российскими компаниями с Ливией, теоретически могут быть продолжены. Однако предварительно Триполи проверит их на предмет наличия коррупционной составляющей и связи с бывшим режимом. Угроза отмены контрактов используется новым ливийским руководством уже не в первый раз.
Таковы последствия операции в Ливии, в свое время санкционированной Советом Безопасности ООН. С ее окончанием никто: ни НАТО, ни ООН – не отвечает за налаживание нормальной жизни в Ливии и выполнение ею международных обязательств и соблюдение договоров и соглашений. Не исключено, что она вообще не продержится как единая страна – так нефтедобывающему бизнесу будет удобнее.