На минувшей неделе умер Элий Белютин, в четверг с ним прощались в Боткинской больнице. В иной ситуации об этом бы трубили все и во всех новостях, но... образ жизни, скажем так, мифологизация быта – все это в итоге свело к минимуму общение художника, одного из лидеров неподцензурного, неофициального советского искусства, не только его общение с миром, но и с собственными студийцами, так что художники, для которых Белютин по-прежнему оставался авторитетом в искусстве, по одному и целыми группками «отслаивались», уходили в сторону. Белютин – тот самый, студийцев которого Никита Хрущев назвал в декабре 62-го «пидарасами» на знаменитой выставке «ХХХ лет МОСХа». Белютинцы и его студия «Новая реальность» выезжали на пароходах – по 100, потом их было почти 600 человек, пришвартовывались к небольшим пристаням и гурьбой вываливали на берег, расставляли мольберты и писали природу... Однажды я рассказал о своем знакомстве с Белютиным владелице галереи, она рассказала в ответ, как собралась устроить выставку его работ и в какой-то момент, придя к нему в мастерскую, поймала художника на том, что он подписывает свежие работы 60-ми годами... Естественно, выставочные планы были скорректированы. Человек – сам творец своего счастья, обстоятельства часто опровергают эту максиму, доказывая, что удача в жизни художника тоже что-то значит, но Белютин и известностью, и одиночеством последних лет был обязан себе и своей супруге, конечно, искусствоведу Нине Михайловне Молевой.
В пятницу министр культуры Александр Авдеев открыл в Историческом музее выставку «Балканский триумф» – гравюры, посвященные Русско-турецкой войне, из своей коллекции. Авдеев был когда-то послом в Болгарии, там же начал собирать коллекцию, первое приобретение – портрет нашего военного инженера Тиммермана, который сконструировал инженерные сооружения на Шипке таким образом, что заблокировал турок, и они сдались. В общем, коллекция получилась патриотическая. В зале, где показывают гравюры, в центре поставили витрины с историческими военными костюмами и оружием из собрания самого Исторического музея. А до того, в среду, Авдеев прокомментировал слова мэра Парижа, который выступил против уже принятого проекта православного храма, который, считает мэр французской столицы, испортит вид на Эйфелеву башню и весь исторический район, находящийся под охраной ЮНЕСКО. Авдеев заметил, что и сам конкурс, и выбор победителя проходили под патронатом французской стороны, а выбирали – французские эксперты. Кроме того, Авдеев выразил надежду, что ничто не угрожает и Ярославлю, который, по мнению некоторых экспертов, могут исключить из списка наследия ЮНЕСКО из-за слишком высокого храма Успения, воздвигнутого на месте разрушенного когда-то большевиками.
Пятницу и субботу я провел в Центре драматургии и режиссуры на Беговой, в котором впервые по-новому проводилась ставшая уже традиционной «Мастерская», где молодые режиссеры имеют возможность показать эскизы спектаклей по более или менее новым пьесам. Нынешняя «Мастерская» была посвящена Тольяттинской школе, свои работы показывали ученики Леонида Хейфеца, Каменьковича с Крымовым и Кирилла Серебренникова, а их работы оценивал экспертный совет, которому может позавидовать любое театральное жюри, говорю в данном случае не о себе, хотя тоже принимал в этот раз участие в его работе. Работы начинающих оценивали сразу и Клим, и Владимир Агеев, и Сергей Голомазов, и Виктор Рыжаков, и руководитель «Мастерской» Марат Гацалов, и худрук ЦДРа Михаил Угаров.