Антиправительственные акции проходят в молдавской столице каждую субботу.
Фото с сайта www.grenada.md
Новость о том, что Министерство обороны России погасило задолженность перед Киргизией за использование земли под военные объекты, подвела черту под шумными разбирательствами, которые инициировал президент Киргизии Алмазбек Атамбаев. В конце февраля он побывал с визитом в российской столице и напомнил о долге РФ. Речь шла о 15 млн. долл., которые Минобороны РФ задолжало Бишкеку за последние четыре года. Но шум, который вокруг долга был поднят на минувшей неделе, возник из-за того, что Атамбаев не знал, за что именно задолжали россияне киргизам. И говорил в основном о российской базе в Канте. При этом не исключил, что российских военных может постичь участь американцев, которым уже прочат эвакуацию с аэродрома «Манас» к 2014 году.
1 марта Москва перечислила деньги Бишкеку, но горьковатый привкус от скандального выяснения отношений стратегических партнеров остался. Он особенно ощутим на фоне ранее сделанных Атамбаевым заверений в преданности Москве и намерения Киргизии интегрироваться в Таможенный союз. Сегодня, судя по настроениям киргизских политиков и чиновников, и этот курс может быть изменен. Хотя, если судить по кардинально меняющимся заявлениям по поводу пребывания в Киргизии американских военных, нынешние намерения киргизской власти в отношении партнеров по ОДКБ (Организация Договора коллективной безопасности) также могут смягчиться. Тем не менее долговые претензии Атамбаева – урок для Москвы. И не только потому, что ранее Бишкек заверял Москву в дружеских чувствах, но и по причине более прозаической – Киргизия должна России около 500 млн. долл. А долги, как заметил Алмазбек Атамбаев, надо возвращать.
Молдавия, которая также должна России – 3 млрд. долл. за приднестровский газ (де-факто Приднестровье остается частью Республики Молдова), на минувшей неделе сделала реальный шаг к объединению с Румынией. В Кишиневе была принята Декларация об учреждении Национального совета объединения с Румынией. Совет потребовал объединить два «румынских» государства в одно. «Национальный совет объединения Молдовы и Румынии был создан в Бухаресте в 1991 году. Мы связались с его членами и предложили возобновить его работу», – сказала председатель Национал-либеральной партии, депутат парламента Молдавии Виталия Павличенко. Она подчеркнула, что румынские власти согласны с идеей объединения, дело за молдаванами. Унионисты начинают сбор подписей в поддержку идеи объединения. Инициировали интеграцию Молдавии в Румынию те же люди, которые в начале 90-х годов прошлого века возглавляли Народный фронт и имели непосредственное отношение к вооруженному конфликту на Днестре. Унионисты открыто призывают к упразднению молдавской государственности, а власти своими действиями – поощряют.
3 марта в румынском городе Яссы состоялось совместное заседание правительств Румынии и Молдавии. Оно проходило на фоне румынских митингов с призывами к немедленному объединению. А в молдавской столице 20 тыс. человек вышли в субботу на демонстрацию с другим требованием: отправить власть в отставку. В то же время парламент Гагаузской автономии на юге республики поставил перед руководством страны условие: либо оно объявляет в качестве одного из приоритетов интеграцию в евразийское пространство, либо гагаузы сами решат, куда им двигаться и с кем жить. Кишинев помимо конфликта на востоке страны – в Приднестровье – рискует получить еще один проблемный регион – на гагаузском юге.