Два лидера нынешней Школы драматического искусства. Игорь Яцко (слева) и Дмитрий Крымов.
Фото Елены Елисеевой
Завтра, 28 февраля, в Театре Армии – прощание с народной артисткой СССР Людмилой Касаткиной, ее, прослужившую всю жизнь в армейском театре, объехавшую с актерскими бригадами десятки воинских частей и далеких гарнизонов, похоронят с воинскими почестями на Новодевичьем кладбище, где только что похоронили ее мужа, телевизионного режиссера, – классика советского телевидения Сергея Колосова. Отношения их – трогательные, замечательные, когда они друг без друга и не появлялись почти нигде на людях, – были такими, что понятно было: без Колосова Касаткина долго не проживет, в этом смысле они очень напоминали гоголевских «старосветских помещиков». Прощание с Колосовым потому и устроили в ЦКБ, чтобы Людмила Ивановна, лежавшая в это время в больнице, смогла принять участие.
Выдающаяся актриса, женщина с характером, она и играла всю жизнь таких – волевых, решительных, сильных духом... Героинь. Кручинина в «Без вины виноватых», да и последняя по времени ее роль в театре – миссис Сэвидж. То же и в кино – мать Мария или другие – в «Помни имя свое», «Вызываем огонь на себя»... Даже когда ее Катарина из знаменитого «Укрощения строптивой» смирялась, верилось в это ее смирение с большим трудом. Силы духа остаться одной – не хватило. Была надежда на то, что болезнь, которой она страдала, поможет ей, скажем так, не осознать этой страшной потери. Но – нет, Касаткина всё поняла и жить без Колосова не смогла.
В понедельник состоялась встреча представителей киноиндустрии с вице-премьером Владиславом Сурковым, курирующим вопросы культуры. «Финансирование лидеров отечественного кинопроизводства в 2013 году поставят в зависимость от кассовых результатов 2012 года», – резюмировал итоги встречи глава Фонда кино Сергей Толстиков. Перед нашими кинематографистами поставлена задача – повышать долю российского кино в прокате. Само по себе направление это прекрасно, но вопрос качества отечественного продукта все еще открыт, о цифрах пока говорят больше, чем о необходимости какой-никакой экспертизы дорогостоящих произведений.
В четверг президент Дмитрий Медведев в сопровождении министра обороны Анатолия Сердюкова и того же вице-премьера Владислава Суркова побывал на новом кинопроизводственном объекте – в комплексе «Главкино», первым проектом которого стал недавно презентованный «Август. Восьмого». Принимали высоких гостей Константин Эрнст, Федор Бондарчук, генеральный директор концерна «Главкино» Илья Бачурин и режиссер «Августа» Джаник Файзиев. Увиденное Медведев назвал «русским Голливудом», а по поводу фильма о конфликте в Южной Осетии сказал: «Когда смотришь фильм, испытываешь гордость за наши вооруженные силы, за тех, кто воевал. События показаны достойно и соответствуют исторической правде».
В арт-сообществе обсуждали скандал вокруг наследия художников Александра Древина и Надежды Удальцовой, выставка которых открылась на днях в галерее «Проун». Когда в 1938-м Древина арестовали и репрессировали, жена спасла его работы, выдав за свои. Их внучка, Екатерина Андреевна Древина, хранила произведения и архив художников в квартирах в Брюсовом, 4, и на Мясницкой, 21, надеясь создать музей. В силу ряда обстоятельств и запутанных семейных отношений, пока внучка находилась в больнице, квартиру в Брюсовом начали готовить к ремонту. В это время, судя по всему, из нее исчезли вещи Древина–Удальцовой. Судьба работ из квартиры на Мясницкой также неизвестна. На состоявшейся в понедельник пресс-конференции Екатерина Древина и друзья семьи надеялись привлечь внимание к этой истории.
А в пятницу в Школе драматического искусства на Сретенке отмечали 25-летие театра. Празднование и не могло быть простым. В театре придумали к этому дню приурочить открытие выставки художника Игоря Попова, соавтора большинства знаменитых спектаклей создателя этого театра Анатолия Васильева. Макеты к «Серсо», другим великим спектаклям, макет самого здания театра на Сретенке, который они придумывали тоже вместе – с Васильевым... Тем более, у Попова – вот-вот юбилей, 75-летие. Попов не забыл вспомнить Васильева, причем говорил без какого-то специального нажима и скрытых подтекстов, просто и понятно. Имя Васильева, конечно, и потом не раз всплывало в разных поздравительных словах, «маячило» – даже когда вслух его не произносили. Вечер из-за этого в том числе то и дело буксовал, зато финал вышел красивым: ученики Дмитрия Крымова и сам он долго репетировали групповую фотографию зала, а когда наконец всё с пятой или десятой попытки вышло, – на фотографии, которую тут же и спроецировали на экран, надо всеми возвышался Анатолий Александрович Васильев. Кстати, 4 мая ему исполнится 70 лет.