Фото Reuters
В минувшую субботу 60-летие отметил гендиректор Большого театра Анатолий Геннадьевич Иксанов – с чем его и поздравляем. Наверное, самый лучший подарок ему к юбилею сделали президент с премьер-министром, которые не стали обращать внимание на «сигналы», поступавшие в изобилии накануне открытия исторической сцены и дали именно ему открыть отреставрированный Большой театр. Ему, вынесшему на своих плечах тяготы и лишения семи с лишним лет реставрации и реконструкции, а до того – строительства Новой сцены. Новая сцена открылась в 2002-м, историческую закрыли в мае 2005-го – без малого 12 лет, что он стоит у руля Большого, все пришлись на эпоху перемен, в которую, как известно, жить никому не желают. Только выбирать обычно не приходится. Приход Рождественского – уход Рождественского, попытка ввести срочные трудовые контракты для солистов оперы и балета, в балете – приход и уход Волочковой, суды с Волочковой, в опере – приход и уход Николая Баскова, приглашение Алексея Ратманского, приход и уход Александра Ведерникова, непрекращающиеся скандалы вокруг работ на исторической сцене – Иксанов поступил мудро, когда сделал всё, чтобы денежные потоки шли мимо дирекции – за реставрацию и реконструкцию отвечает специально созданная при Минкульте организация. Опера Леонида Десятникова «Дети Розенталя», за которую «взялись» серьезно, пытались и на этой почве снять Иксанова, ставя ему в вину и слова Владимира Сорокина, и сюжет, и музыку... Всё. Как он выстоял? Загадка! Ведь не скажешь, что все силы он тратил на то, чтобы усидеть в своем кресле, нет, больше все годы отнимал театр, где успели поработать за годы его правления и Валерий Фокин, и Александр Сокуров, и Эймунтас Някрошюс, и Дмитрий Черняков, и Каплевич, и Ролан Пети, и МакГрегор... Появились в афише Килиан и Форсайт. Вернул Григоровича – тоже Иксанов!
К юбилею Иксанова подготовили подарок и в Счетной палате: там высчитали, что на самом деле на реконструкцию Большого потратили не 21 млрд. руб., и даже не 30, как просили когда-то, а 35, 4 млрд.! Пришлось рассказать, что реконструкция обошлась в 23,2 млрд., а на остальные покупали сценическое оборудование, построили новый, полностью автоматизированный производственно-складской комплекс (это 36 тыс. кв. м) на улице Плеханова, плюс отреставрировали соседний Дом Хомякова и это еще не все...
Другой сюжет недели связан с Музеем имени Пушкина. Министр культуры Александр Авдеев поделился романтическими планами перевести фондохранилище музея в Сколково, сделать его открытым и таким образом открыть в инновационном инкубаторе филиал Пушкинского музея. Тоже своего рода подарок – к грядущему 100-летию ГМИИ... Директор музея Ирина Антонова, правда, имея в виду античную коллекцию музея, наверняка тут же вспомнила про данайцев, которых с их дарами следует бояться. Она удивилась, что такие масштабные замыслы обнародуются без обсуждения с музеем, и в итоге стороны сошлись на том, что филиал музея в Сколкове может быть, но с фондохранилищем вряд ли этот проект будет связан. Фондохранилище – не склад супермаркета, который можно построить и за городом. В фондах музея идет ежедневная научная работа, гонять же сотрудников за город и обратно – вряд ли целесообразно, с какой стороны ни посмотреть.
На минувшей неделе председатель комитета по культуре Санкт-Петербурга Дмитрий Месхиев сделал интересное сообщение: почти все ныне существующие кинофестивали города на Неве в будущем сольются в один мегафестиваль «Синергия». Если вспомнить разговоры последних лет, то такой поворот не кажется столь уж неожиданным. Кинообщественность Северной столицы давно считает, что городу нужен фестиваль мирового уровня. Отчасти эти амбиции подтолкнули к созданию Санкт-Петербургского кинофорума, который летом 2011-го поразил гостей невиданными помпой и размахом. Видимо, кинофорум станет костяком «Синергии». Также под крышу нового фестиваля войдут: смотр студенческих и дебютных короткометражных фильмов «Начало», смотр отечественных картин «Виват кино России» и старый, авторитетный фестиваль «Послание к человеку», особенно славный своими программами документального кино. На вопрос, в чем идея такого беспрецедентного объединения, Месхиев отвечает: «Идея в том, чтобы на неделю город погрузился во все виды кино».
Ну а Москву на прошедшей неделе посетил актер Дэниел Рэдклифф, бессменный исполнитель роли Гарри Поттера. Он снялся в ординарном триллере «Женщина в черном», прокат которого начинается в России. Но встречали его «по одежке» прежней роли (впрочем, и провожали по ней же и еще долго будут ассоциировать юношу с мальчиком-волшебником). Перед кинотеатром «Октябрь» в вечер премьеры собралась толпа девиц от 14 до 20, при появлении кумира каждая оглушительно визжала и старалась повыше поднять фотоаппарат, чтобы щелкнуть «живого Гарри Поттера». Изрядное количество поклонниц проникло и на пресс-конференцию в отель «Ритц Карлтон», где снова звучали разговоры о франшизе по роману Джоан Роулинг, вопросы о том, нет ли планов сняться в новом фильме с коллегами по старому┘ Стало окончательно ясно, что Рэдклифф – заложник своего суперпопулярного персонажа, и жить ему в профессии будет нелегко. Оказалось, что к Москве у него особое отношение – здесь разворачивалось действие его любимого романа «Мастер и Маргарита», Патриаршие пруды и «нехорошая квартирка» для него места священные.