Американская политика всю неделю прямо на глазах кренилась вправо. Во вторник первичные выборы в трех штатах – Миссури, Миннесоте и Колорадо – поставили на дыбы процесс отбора кандидата в президенты страны от Республиканской партии. Победил экс-сенатор Рик Санторум, чьим главным достоинством в глазах избирателей-республиканцев были систематические ссылки на волю Божью и консервативные ценности. Ранее пересчет голосов, поданных на самых первых праймериз этого года в Айове, вывел Санторума и там на первое место. Таким образом, экс-сенатор набрал четыре победы на семи праймериз.
Все остальные дни недели претенденты посвятили обхаживанию различных консервативных групп. В субботу три наиболее перспективных претендента Санторум, Митт Ромни и Ньют Гингрич выступили на ежегодной встрече Консервативной конференции в Вашингтоне. Все трое старательно убеждали своих слушателей, что они консерваторы до мозга костей. Так, Ромни утверждал, что в Массачусетсе, известном как либеральный штат, он был «самым консервативным губернатором за всю историю». Гингрич назвал себя противником вашингтонского истеблишмента, хотя был в нем немалой фигурой – спикером Палаты представителей, то есть третьим лицом в государстве. Санторум уличал соперников в либерализме.
Консервативная волна докатилась и до Белого дома. Президент США Барак Обама срочно внес исправления в распоряжение, обязывающее бизнес включать в медстраховку оплату мер контроля рождаемости. Из этого правила были исключены католические организации, встретившие подобную меру в штыки.
В понедельник Обаме предстоит передать в Конгресс проект федерального бюджета на 2013 финансовый год (в действительности он начинается на три месяца раньше календарного года). Хотя в проекте предусматривается возможность отмены налоговых лазеек для богатых, одновременно планируется ублажить их снижением налога на доходы корпораций.
Если США лихорадила предвыборная кампания, то на Ближнем Востоке сотрясения производили памятные даты. В Египте шумно отмечали годовщину ухода Хосни Мубарака с поста президента страны. Толпы людей – в основном активисты либеральных партий и группировок – собрались на площади Тахрир и у правительственных зданий, чтобы потребовать от военного руководства страны немедленного отказа от власти. В ответ Высший военный совет пообещал передать властные полномочия гражданским, но только после принятия новой Конституции и выборов президента.
А в Иране отмечали уже 33-ю годовщину Исламской революции. В Тегеране и других городах прошли массовые манифестации под лозунгами: «Смерть Америке!», «Смерть Израилю!» Выступивший на одном из митингов президент Махмуд Ахмадинежад пообещал в скором времени сделать объявление об успехах ядерной программы.
С угрозами в адрес США выступил командующий Корпуса стражей Исламской революции. Он заявил, что в случае нападения на Иран иранские вооруженные силы обрушат тысячи баллистических ракет на противника, в том числе на 40 военных баз США в регионе.
Тем временем США помимо баз держат в близлежащей зоне две авианосные группы. Обычно в группу помимо авианосца входят один-два крейсера или эсминца и атомная подводная лодка. В апреле в регион на смену одной из находящихся там групп прибудет еще одна авианосная группа. Это, как считают военные эксперты, момент максимальной концентрации сил и соответственно военной опасности.
Наконец, в Европе вся неделя была заполнена «греческой трагедией». Судя по сообщениям со встречи министров финансов стран ЕС, Афины полностью вышли из их доверия. Уже одобренный греческим кабинетом пакет мер бюджетной экономии не был принят Брюсселем. Евросоюз выдвинул новые условия, в том числе потребовал его одобрения парламентом.