Юбиляр Туминас.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
На минувшей неделе продолжали подыскивать кандидатов на кресло министра культуры, которое, как сам он сказал, собирается освободить Александр Авдеев. Нашли женщину – Екатерину Чуковскую, нынешнего статс-секретаря и замминистра культуры, называют и еще одного из нынешних замов Авдеева – Григория Ивлиева, к слову, его как профессионального юриста сумели оценить, когда он работал на посту председателя комитета по культуре Госдумы. Среди возможных кандидатов снова называют, как и во всех предыдущих «гаданиях», Дениса Молчанова, директора департамента массовых коммуникаций, культуры и образования российского правительства. Одновременно в кулуарах Минкульта уже говорят о будущих возможных серьезных преобразованиях. Поскольку в целом – среди других возможных будущих реформ – предполагается окончательно упразднить все агентства, обсуждается проект слияния Минкульта с Федеральным агентством по печати, вполне вероятно, что в новом федеральном ведомстве найдется место и нынешнему Минсвязи и массовых коммуникаций. Во главе такой новой мощной структуры – этакого министерства идеологии – вряд ли найдется место актеру или даже писателю земли русской. Так что Ивлиев, Молчанов и Чуковская (перечисленные по алфавиту) – более вероятные кандидаты, во всяком случае искать, я уверен, следует в этом направлении.
На прошлой неделе отпраздновали юбилеи худрук Вахтанговского театра Римас Туминас – ему исполнилось 60 лет 20 января – и главный администратор «Современника» Лидия Постникова, которая трудится в театре уже больше полувека! Оба постарались «придержать» юбилеи, остаться в тени, но в том и в другом случае нельзя не признать: эти люди, каждый на своем месте, сильно повлияли на театральную жизнь Москвы. По меньшей мере «Пристань» Туминаса, я уверен, будут называть среди вершин долгой истории Вахтанговского театра. Впрочем, как и его «Дядю Ваню».
И еще один сюжет последнего времени, который задел меня. «Моей зарплаты в театре хватает разве что на черный хлеб с селедочкой», – пожаловалась на днях с экрана телевизора хорошая и народная артистка, много лет выходящая на сцену Театра сатиры. А спустя несколько дней другая ее коллега по театру, тоже замечательная и народная, рассказала, что денег, которые она получает в театре, ей не хватает на лекарства.
Народ у нас – отзывчивый, привык отзываться на такие жалобы, я в этом смысле плоть от плоти народа – я, конечно, посчитал такое положение дел несправедливым и отправился в театр, сразу к директору – с вопросом: что за непорядок?
Директор академического театра, как и я, телевизор смотрит, все то же видел и слышал и пребывал в некотором расстройстве, но одновременно недоумевал. Не я такой хороший, говорит он, это государство сегодня такие деньги дает, у меня у актера народного оклад 62 тыс. руб., а те, которые жаловались, получают в месяц с премиями больше 200 тыс.
Народ у нас, известно, не только отзывчивый, привык всех жалеть, а еще очень любят у нас считать чужие деньги, я и тут, не стану кривить душой, с народом заодно. Как так? Да вот так.
Я, конечно, в конце концов порадовался за хороших актеров и за государство, которое не оставляет любимых актеров без внимания и уважения. Конечно, народные артисты и должны получать хорошие деньги, заслужили это всей своей жизнью и творчеством – нам, зрителям, на радость.
Но мысленно я вернулся к словам о селедочке. Я знаю, что не вся селедка продается на рынке по 60 руб. за килограмм, видел в некоторых магазинах на витрине сельдь из Нидерландов, там выходит рыбка рублей на 300. Ну, хорошо, думаю, я. По рыбке каждый день – хотя врачи, особенно в зрелом возрасте, очень не рекомендуют часто есть селедку! Это – 9 тыс. в месяц, хлеб черный, если в том же дорогом гастрономе – по 150 руб., – еще выходит 4,5 тыс. Хоть так складывай, хоть этак, а все выходит, что еще на несколько баночек черной икры остается.
Спасибо государству, а также директору Театра сатиры, который развеял мои самые печальные мысли, – за жизнь любимых народом артистов можно теперь не беспокоиться.