Всю прошедшую неделю в Москве гордились беспрецедентным потоком в московские музеи. Больше 650 тысяч человек пришли в столичные музеи бесплатно! По решению столичного Департамента культуры в дни зимних школьных каникул почти 60 музеев, которые находятся в ведении Москвы, пускали всех «за так». Идея на первый взгляд хорошая. Кстати – а это, конечно, существенно! – департамент пообещал компенсировать всем музеям «бесплатных посетителей», так что в смысле денег музеи не должны проиграть. Хотя, конечно, вопрос: когда эти деньги еще придут, а пока в выходные и праздничные дни все музейные работники, и так-то не самые обеспеченные, вернее сказать, вовсе не обеспеченные, выходили на работу даже без гарантии получить повышенную оплату, как положено вообще-то по нашему трудовому законодательству. И работали без выходных. Из Дарвиновского музея в итоге уволились гардеробщицы, не выдержали: директор справедливо благодарна местным полицейским, те мгновенно откликнулись на ее призыв и в каникулы присылали ежедневно наряд – по 5–6 человек. А пальто с дубленками пришлось принимать научным сотрудницам. И еще один момент: посетителей пришло в тот же Дарвиновский музей в разы больше, чем в те же, но платные дни год назад, а буклетиков и прочих сувениров купили они меньше. Не музейная публика┘ Хотя самые дешевые буклеты там стоят чуть больше 10 рублей. Да и билеты, по совести говоря, в музеи у нас – недорогие, школьникам часто – по 50 рублей, взрослым – по 100. Дешевле, чем в кино сходить. Правильно ли это? Стоит ли гордиться тем, что, как и во всех прочих случаях, наш народ по-прежнему выше всего ценит халяву? Они не в музеи рванули (не все, конечно, но, выходит, очень многие), а за тем, что раздавали даром. Музеям от этого, культуре в целом, по-моему, пользы немного.
В пятницу на встрече с журналистами Александр Авдеев рассказывал о планах Министерства культуры на 2012 год. Два главных направления – празднование 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года и мероприятия в рамках перекрестного Года Россия–Германия. На просьбу прокомментировать слухи о предстоящей отставке Авдеев ответил, что после президентских выборов уйдет вместе со всем правительством – это обычная практика в подобных случаях. «Но ведь некоторые министры перекочевывают в новые правительства», – продолжали пытать журналисты. «Мой возраст таков, что я не смогу продолжать министерскую деятельность, – ответил Александр Алексеевич. – Я займусь другим делом. Кто займет пост министра, пока неизвестно. Есть масса достойных кандидатур».
Собравшихся также интересовало мнение министра относительно идеи превращения 14-го административного корпуса Кремля в подразделение музеев Кремля. Оказалось, что Авдеев считает такую возможность достойной инициативой людей XXI века. В выходные, вероятно, освободившись от бремени будущих министерских забот и ответственности за всю российскую культуру, Александр Авдеев высказал свое мнение и по поводу увольнения Николая Цискаридзе с репетиторской ставки. «Творчество Николая Цискаридзе – яркое, выдающееся явление в российской культуре. Это замечательный танцовщик, ставший и символом, и гордостью нашего балетного искусства, – заметил Авдеев, добавив при этом: – То, что у Николая по трудовому договору возникли разногласия с руководством театра, является внутренним делом театра», – цитирует Авдеева агентство Интерфакс. А гендиректор Большого театра Анатолий Иксанов поправляет новость «об увольнении Цискаридзе»: «Никто не собирается увольнять Николая Цискаридзе, который как был, так и остается премьером балета Большого театра, – сказал он ИТАР-ТАСС. – С ним лишь расторгается договор о работе в должности репетитора, которую Николай занимал на полставки на условиях внутреннего совместительства. Этот контракт действительно будет прекращен 17 января. Дело в том, что в нынешнем сезоне мы должны перенести на Основную сцену целую обойму масштабных спектаклей, в числе которых «Корсар», «Лебединое озеро», «Ромео и Джульетта», «Жизель» и «Дочь фараона»┘ Поэтому для занятий с кордебалетом нам нужен репетитор на полную ставку, которую займет Регина Никифорова, имеющая огромный опыт и отличный результат в выполнении именно такой работы».