0
843
Газета Неделя в обзоре Интернет-версия

26.12.2011 00:00:00

В культуре

Григорий Заславский

Об авторе: Григорий Заславский - заведующий отделом культуры "НГ"


На конец недели пришлось сразу несколько культурных круглых дат. Сошлись два 75-летия – Анатолия Равиковича и Юлия Кима и 65-летие Леонида Филатова. Первые, слава тебе, господи, живы и получили многочисленные поздравления, в том числе – от президента и премьер-министра, Филатова, несмотря на «скромный возраст», нет уже на этом свете... сколько? Восемь лет. «Чтобы помнили» – называлась телевизионная программа, которую он начал вести, кажется, почти одновременно с тем, как проявилась и начала отнимать силы тяжелая болезнь. Его помнят. Несколько лет назад сняли мультфильм по его стихотворной сказке «Про Федота-стрельца...», в которой совершенно фольклорные мотивы удачно соединяются с интонациями и Ершова, и более разудалого Баркова. Не устарела, думается, долго еще не устареет. Он много успел сделать и сыграть, в том числе и в кино, почему-то вспомнилась его главная роль в фильме Сергея Соловьева «Избранные» по роману одного латиноамериканского писателя, кажется, писателя и политика. История уже послевоенная, Филатов играет некрупного бизнесмена, приехавшего из Европы, а вокруг – бежавшие сюда же от преследования бывшие нацисты, и вот, решая свои вопросы, герой Филатова «отдает» в оплату свою девушку... Так это было в русле многих других, таких разных ролей актера: мятущиеся интеллигенты, так талантливо сомневавшиеся в кадре на крупных планах, в общем-то, готовы были к самым разным, даже и к таким компромиссам. Об этом же – безо всякого преувеличения легендарная роль Равиковича в «Покровских воротах», и иронические стихи и песенки Юлия Кима. О компромиссах и их границах... На эту тему не раз успел высказаться Вацлав Гавел, в том числе – и совсем уже незадолго до смерти. Когда он умер, не забыли упомянуть, что Гавел был не только политиком, но еще и драматургом, но драматургом он был строптивым, так что желание МХТ имени Чехова разобраться в его пьесе, что-то подсократить, а что-то, может, и переделать (обычное дело, когда театр обращается к Шекспиру и Чехову) мгновенно поставило крест на этой затее. А ведь главную роль в его пьесе «Уход» собирался сыграть сам Табаков.

Кстати, Олег Павлович – уж не знаю, какие тайные струны удалось ему задеть и чем тронуть непрошибаемые актерские сердца – чуть ли не единственный из худруков, кому удалось перевести всех своих актеров в Художественном театре на срочные трудовые договоры. На эту тему говорили в пятницу в Минкульте, обсуждая, как будут претворять в жизнь принятую в июне Концепцию долгосрочного развития театрального дела в РФ на период до 2020 года. Директор департамента господдержки современного искусства Алексей Шалашов сообщил, что Минкульт «вносит предложения по возрождению обязательных творческих аттестаций. Они уже существуют, сейчас просто нужно их обновить и внести дополнительно к сфере образования дополнительную аттестацию и переизбрание артистического персонала», цитирует его РИА Новости. В общем, через аттестацию этакой загогулиной – как я понимаю – и попытаются перевести театры России, вернее, актеров России с нынешнего бессрочного и безответственного состояния на срочные контракты. Посмотрим, что получится. Получится ли. Конечно, нельзя назвать нормальным нынешнее положение дел, когда худруку, с которым заключают контракт очень часто на год (на год!), «выдают» труппу, в которой каждый артист мнит себя вечной ценностью. В Минкультуры, судя по словам Шалашова, считают, что молодые режиссеры должны иметь возможность набирать новых актеров, соответствующих концепции их труппы, и в том числе предоставлять им жилье. Почему только молодые? Это, по-моему, право любого худрука, которого приглашают в театр именно как художественного руководителя.

На минувшей неделе в Думу провожали Людмилу Швецову, которая много лет отвечала в московском правительстве за все социальные вопросы, культуру, театр – в том числе. Успела сделать много хорошего. Один пример: однажды она пришла на спектакль в Театр.doc, посмотрела спектакль Володи Панкова по пьесе Елены Исаевой «Док.тор», ей понравилось, стала спрашивать о проблемах и пообещала помочь с арендой подвала. В результате театр получил еще столько же, а платить стал меньше – как театр, а не по коммерческим ценам, вроде как сауна или бакалейная лавка.

В четверг на собрании мультипликаторов, руководителей анимационных студий и представителей Фонда кино было принято решение о формировании Ассоциации анимационного кино. Таковая призвана объединить мультипликаторов, продюсеров и анимационные студии. По словам нынешнего директора киностудии «Союзмультфильм» Николая Маковского, ассоциация должна стать «гарантом объективного распределения госсредств между мультипликационными проектами». Состав экспертов, выбирающих проекты, достойные госфинансирования, формируют и утверждают Министерство культуры и Фонд кино. Предполагается, что ассоциация будет предлагать кандидатуры для экспертной группы и тем самым оказывать влияние на объективность отбора проектов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1973
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1252
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
924
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1221

Другие новости