0
848
Газета Неделя в обзоре Интернет-версия

26.12.2011 00:00:00

В культуре

Григорий Заславский

Об авторе: Григорий Заславский - заведующий отделом культуры "НГ"


На конец недели пришлось сразу несколько культурных круглых дат. Сошлись два 75-летия – Анатолия Равиковича и Юлия Кима и 65-летие Леонида Филатова. Первые, слава тебе, господи, живы и получили многочисленные поздравления, в том числе – от президента и премьер-министра, Филатова, несмотря на «скромный возраст», нет уже на этом свете... сколько? Восемь лет. «Чтобы помнили» – называлась телевизионная программа, которую он начал вести, кажется, почти одновременно с тем, как проявилась и начала отнимать силы тяжелая болезнь. Его помнят. Несколько лет назад сняли мультфильм по его стихотворной сказке «Про Федота-стрельца...», в которой совершенно фольклорные мотивы удачно соединяются с интонациями и Ершова, и более разудалого Баркова. Не устарела, думается, долго еще не устареет. Он много успел сделать и сыграть, в том числе и в кино, почему-то вспомнилась его главная роль в фильме Сергея Соловьева «Избранные» по роману одного латиноамериканского писателя, кажется, писателя и политика. История уже послевоенная, Филатов играет некрупного бизнесмена, приехавшего из Европы, а вокруг – бежавшие сюда же от преследования бывшие нацисты, и вот, решая свои вопросы, герой Филатова «отдает» в оплату свою девушку... Так это было в русле многих других, таких разных ролей актера: мятущиеся интеллигенты, так талантливо сомневавшиеся в кадре на крупных планах, в общем-то, готовы были к самым разным, даже и к таким компромиссам. Об этом же – безо всякого преувеличения легендарная роль Равиковича в «Покровских воротах», и иронические стихи и песенки Юлия Кима. О компромиссах и их границах... На эту тему не раз успел высказаться Вацлав Гавел, в том числе – и совсем уже незадолго до смерти. Когда он умер, не забыли упомянуть, что Гавел был не только политиком, но еще и драматургом, но драматургом он был строптивым, так что желание МХТ имени Чехова разобраться в его пьесе, что-то подсократить, а что-то, может, и переделать (обычное дело, когда театр обращается к Шекспиру и Чехову) мгновенно поставило крест на этой затее. А ведь главную роль в его пьесе «Уход» собирался сыграть сам Табаков.

Кстати, Олег Павлович – уж не знаю, какие тайные струны удалось ему задеть и чем тронуть непрошибаемые актерские сердца – чуть ли не единственный из худруков, кому удалось перевести всех своих актеров в Художественном театре на срочные трудовые договоры. На эту тему говорили в пятницу в Минкульте, обсуждая, как будут претворять в жизнь принятую в июне Концепцию долгосрочного развития театрального дела в РФ на период до 2020 года. Директор департамента господдержки современного искусства Алексей Шалашов сообщил, что Минкульт «вносит предложения по возрождению обязательных творческих аттестаций. Они уже существуют, сейчас просто нужно их обновить и внести дополнительно к сфере образования дополнительную аттестацию и переизбрание артистического персонала», цитирует его РИА Новости. В общем, через аттестацию этакой загогулиной – как я понимаю – и попытаются перевести театры России, вернее, актеров России с нынешнего бессрочного и безответственного состояния на срочные контракты. Посмотрим, что получится. Получится ли. Конечно, нельзя назвать нормальным нынешнее положение дел, когда худруку, с которым заключают контракт очень часто на год (на год!), «выдают» труппу, в которой каждый артист мнит себя вечной ценностью. В Минкультуры, судя по словам Шалашова, считают, что молодые режиссеры должны иметь возможность набирать новых актеров, соответствующих концепции их труппы, и в том числе предоставлять им жилье. Почему только молодые? Это, по-моему, право любого худрука, которого приглашают в театр именно как художественного руководителя.

На минувшей неделе в Думу провожали Людмилу Швецову, которая много лет отвечала в московском правительстве за все социальные вопросы, культуру, театр – в том числе. Успела сделать много хорошего. Один пример: однажды она пришла на спектакль в Театр.doc, посмотрела спектакль Володи Панкова по пьесе Елены Исаевой «Док.тор», ей понравилось, стала спрашивать о проблемах и пообещала помочь с арендой подвала. В результате театр получил еще столько же, а платить стал меньше – как театр, а не по коммерческим ценам, вроде как сауна или бакалейная лавка.

В четверг на собрании мультипликаторов, руководителей анимационных студий и представителей Фонда кино было принято решение о формировании Ассоциации анимационного кино. Таковая призвана объединить мультипликаторов, продюсеров и анимационные студии. По словам нынешнего директора киностудии «Союзмультфильм» Николая Маковского, ассоциация должна стать «гарантом объективного распределения госсредств между мультипликационными проектами». Состав экспертов, выбирающих проекты, достойные госфинансирования, формируют и утверждают Министерство культуры и Фонд кино. Предполагается, что ассоциация будет предлагать кандидатуры для экспертной группы и тем самым оказывать влияние на объективность отбора проектов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Нетаньяху нужен повод для удара по Тегерану

Нетаньяху нужен повод для удара по Тегерану

Игорь Субботин

США и Израиль опасаются темпа иранских ядерных разработок

0
1402
Депутаты готовы и дальше ограничивать права приезжих

Депутаты готовы и дальше ограничивать права приезжих

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Партии Слуцкого и Миронова схватились за симпатии антимигрантского электората

0
1129
Из разъяснений Верховного суда не получаются прецеденты

Из разъяснений Верховного суда не получаются прецеденты

Екатерина Трифонова

Положительное решение в пользу адвокатов и присяжных останется лишь эпизодом

0
1114
Теплая зима и дефицит влаги грозят потерей урожая

Теплая зима и дефицит влаги грозят потерей урожая

Михаил Сергеев

Аномальные температуры создают новые проблемы сельскому хозяйству в РФ

0
1355

Другие новости