В связи с беспорядками в Казахстане прошла серия арестов.
Фото Reuters
В пятницу и субботу неожиданно обострилась ситуация в Казахстане. В День независимости республики в городе Жанаозен вспыхнули массовые беспорядки. Правоохранительным органам удалось пресечь волнения. По различным данным, в столкновениях погибло 12 человек, более 100 получили ранения и доставлены в городские больницы, из них около 30 в тяжелом состоянии. По предварительной оценке силовиков, акция носила запланированный характер, а некоторые моменты указывают на то, что планировались и даже координировались беспорядки из-за рубежа. Впрочем, это лишь одна из версий, и более точное заключение, очевидно, будет вынесено позднее. Пока же ситуация остается сложной, хоть и под контролем властей, объявивших в Жанаозене комендантский час до 5 января и чрезвычайное положение до 20 января. Главная задача властей, по оценкам некоторых экспертов, – локализовать очаг напряженности и не дать ей перекинуться на другие районы. Такая опасность существует. Например, оппозиционные источники утверждают, что митинг солидарности с жанаозенскими нефтяниками прошел в Актау. Акция протеста вроде бы планировалась в Алма-Ате, но власти провели упреждающие аресты нескольких активистов, и выступление захлебнулось.
На минувшей неделе хоть и ненадолго, но в центре внимания снова оказалась Южная Осетия. Парламент не стал утверждать отставки председателя Верховного суда Ацамаза Биченова и генерального прокурора Теймураза Хугаева, что являлось одним из пунктов соглашения между экс-президентом Эдуардом Кокойты и лидером оппозиции Аллой Джиоевой. С сохранившими места Хугаевым и Биченовым Джиоевой не то что трудно будет выиграть повторные президентские выборы, назначенные на 25 марта 2012 года, но и вообще принять в них участие. Согласно югоосетинскому законодательству, тот или иной кандидат, из-за которого отменены выборы, в новых участвовать не может. А Верховный суд причиной аннулирования состоявшихся выборов назвал нарушения именно со стороны Джиоевой. Оценив ситуацию, складывающуюся не в ее пользу, она снова вывела на цхинвалские улицы около сотни своих сторонников. Правда, ненадолго, и в очередной раз обратилась к Москве в «поисках справедливости» «перед угрозой кровопролития». Оттуда раздался неутешительный ответ, а новые митинги протеста, о которых заговорила оппозиция, наблюдатели расценивают как форму давления на парламент. Что недемократично, каким бы он ни был, указывают они.
В Молдавии и Приднестровье неделя также прошла под знаком выборов. ЦИК Приднестровья в пятницу отклонил жалобу действующего президента Игоря Смирнова, требовавшего отменить итоги первого тура президентских выборов, состоявшихся 11 декабря, и назначил на 25 декабря второй тур. На президентский пост претендуют победитель первого тура лидер движения «Возрождение Приднестровья» Евгений Шевчук и ставленник Кремля Анатолий Каминский. В отличие от неподконтрольной республики в Кишиневе дела куда запутаннее. В пятницу здесь опять не удалось избрать президента – единственный кандидат в президенты Мариану Лупу не смог заручиться голосами 61 депутата парламента. В течение 30 дней состоятся повторные выборы, и если Лупу не удастся за это время увеличить количество сторонников, а в пятницу ему не хватило трех голосов, или не появится другой кандидат, который вдруг устроит молдавских народных избранников, то, согласно Конституции, парламент будет распущен и страна встанет перед необходимостью выборов высшего законодательного органа. Именно по этой причине были распущены парламенты двух последних созывов, и велика вероятность того, что и нынешний постигнет та же участь.