На минувшей неделе Владимир Путин встречался с группой художественных руководителей российских театров. Большинство худруков – конечно, московские, но двое – Валерий Фокин и Лев Додин подъехали из Петербурга и один – Евгений Марчелли – из Ярославля. Говорили о контрактах. Правда, непосвященным и, кажется, даже некоторым худрукам не сразу стало понятно, что Владимир Путин начал говорить не о тех контрактах, о которых не первый год грезят художественные руководители, не о срочных контрактах, на которые давно пора перевести всех артистов. Премьер поднял вопрос о Федеральной контрактной системе, проект такого федерального закона уже готов и последние штрихи вносятся сейчас в Минэкономразвития. Этот закон заменит нынешний 94-й, его часто называют законом о тендерах, в него только-только весной внесли так необходимые именно в театральной сфере поправки, и совсем на днях, в конце ноября (после соответствующего предложения как раз Владимира Путина), внесли еще одно существенное изменение: бюджетный минимум, с которого начинают объявлять конкурс, подняли со 100 тыс. руб. до 400 тыс. руб. А теперь, с введением новых правил, конечно, велика вероятность, что все эти завоевания останутся в прошлом, вместе с 94-м законом, и в 2012 году придется начинать новые битвы за то... Чтобы – по большому счету – заниматься любимым делом и оставаться при этом на свободе, поскольку 94-й закон не нарушить, работая в театре, поначалу было просто невозможно. Об этом на встрече с Владимиром Путиным попытался сказать министр культуры Александр Авдеев – он напомнил историю Андрея Лучина, который уже год и два месяца сидит в СИЗО, а не так давно, после очередного обращения съезда Союза театральных деятелей с просьбой изменить ему меру пресечения, Лучину сразу продлили заключение не на два месяца, а на полгода. Авдеев привел этот печальный пример: «Он пал жертвой закона. Мы его защищаем», – говорил министр. Владимир Путин ему не поверил. «Ну-ну, как можно пасть жертвой закона», – перебил Путин. Авдеев заверил: можно, если человеку, отвечающему за финансовое благополучие театра, материальное обеспечение творческого процесса, приходится ловчить и изворачиваться.
И вот – то, что меня... поразило, не стану бояться громких слов, потрясло. Министр культуры вступается за Лучина, а сидевший рядом, за тем же круглым столом директор Ермоловского театра Марк Гурвич, который сам прекрасно знает, не может не знать, чем обернулся 94-й закон для театров России, – промолчал. И все – промолчали. Не поддержали товарища, хотя Табаков-то знает, КАК бывает! Чудом удалось ему защитить своих коллег от вполне реальных сроков. В похожей истории... Или – в такой стране живем, где все знают: лучше промолчать?.. Но – чего, чего бояться Марку Захарову, Льву Додину и другим, великим и на протяжении всей их долгой жизни в искусстве – бесстрашным, смелым и в искусстве, и в жизни?!
Кстати: все-таки публичные волнения и напоминания о деле Лучина не проходят бесследно. На прошлой неделе, год и два месяца спустя, Лучину разрешили ПЕРВОЕ свидание с женой.
Еще одна новость минувшей недели: Юрий Петрович Любимов «перенес» своих «Бесов» из Центра имени Мейерхольда в Театр имени Вахтангова. То есть никакого кастинга, что объявляли с 13 по 15 декабря в Центре имени Мейерхольда, не будет, роли будут распределены среди актеров вахтанговской труппы. Правда, в театре говорят, что официально договор не подписан, но скорее всего это дело нескольких дней и к концу нынешней недели станут известны имена тех, кто сыграет главные роли. Несмотря на отсутствие договора, сроки работы более или менее согласованы – репетиции начинаются 10 января, премьеру планируют сыграть 27 марта.