Накануне саммита глав государств СНГ, который должен состояться 20 декабря в Москве, Содружество буквально бурлило. Информации из столиц стран-партнеров на минувшей неделе перебивали по важности друг друга и порой ставили под сомнение инициированные Кремлем интеграционные перспективы постсоветского пространства. Главные вопросы вызывал Киев, который, судя по поведению украинских властей, пока еще не определился, куда ему двигаться. То ли в ЕС, на протяжении последних шести лет остающийся для Украины центром притяжения, то ли в сторону Таможенного союза (ТС), куда Россия практически загоняет стратегическую соседку. Слова Виктора Януковича о том, что его страна пойдет туда, куда надо будет пойти, к пониманию ситуации ничего не добавили. И потому в самой Украине, а также в остальных странах СНГ ждут 19 декабря, когда пройдут два саммита: в Москве – ЕврАзЭС, а в Киеве – ЕС–Украина.
Ответ на все вопросы о будущем Украины заключается в выборе мероприятия президентом Виктором Януковичем. За каким столом он присядет, туда повернется и флюгер украинской внешней политики. Пока он, как и вся украинская власть, пытается держать равновесие между двумя ветрами – с Запада и Востока. West пока не обещает Киеву тех перемен, которые он бы хотел, а он, напомним, добивался интеграции в Европу на любых условиях и в любой форме. Но Брюссель с обещаниями не торопится, тогда как Москва уже с Нового года может доказать Украине преимущества Таможенного союза, от которого та до сих пор отказывалась: с пуском ТС российский рынок для братской страны фактически закроется. Если Ost усилится, то те акции протеста, которые всю минувшую неделю проходили в Киеве, Луганске, Львове, могут показаться правительству Николая Азарова репетициями перед главным спектаклем. Учитывая реалии, Киев ведет переговоры и с Москвой, и с Брюсселем. Их результаты станут известны через две недели.
Белоруссия вновь ужаснула западный мир, на сей раз смертным приговором террористам, подорвавшим минское метро в апреле. Но если за рубежом осудили белорусскую власть за сам приговор, то в Белоруссии даже сторонники Александра Лукашенко высказали сомнение в том, а были ли у суда достаточные основания для вердикта. К президенту обратились с просьбой помиловать приговоренных, Лукашенко обещал подумать.
Неожиданно настоящие страсти разыгрались в стране, которая не член СНГ, но опекается Россией, – Южной Осетии. Там, как известно, на президентских выборах случился конфуз: кремлевский ставленник проиграл, и тогда победителя – Аллу Джиоеву – сняли с дистанции без права участия в новом голосовательном туре. О том, что там происходит сегодня, можно подробнее узнать в этом номере «НГ» на странице СНГ.
А вот из Молдавии в конце недели пришли добрые новости – наконец-то назначена дата выборов президента республики. Они состоятся 16 декабря. Молдаване, как добрые христиане, хотят встретить Рождество (его в Молдавии теперь отмечают и 25 декабря, как в соседней Румынии, так и традиционно – 7 января) без старых долгов. К таким долгам власти местное население относит неизбрание в течение почти трех лет главы государства – в республике президента выбирает парламент.
Неделей раньше – 11 декабря – президента изберут в Приднестровье. И в Кишиневе, и в Тирасполе у Москвы свои интересы и свои надежды в связи с новыми лидерами. В Молдавии Россия, как считают в молдавской столице, лоббирует левые силы и левого кандидата (если он случится), а в Приднестровье задача Кремля – убрать старого лидера Игоря Смирнова. Чем закончится эта игра Москвы на два поля? Ответа на этот вопрос ждать осталось недолго.