В понедельник состоялось очередное заседание правительственного Совета по развитию отечественной кинематографии, на котором Владимир Путин предложил российскому киносообществу самостоятельно выработать внутренний свод этических норм, указав на переполненность отечественного кино сценами насилия. Премьер напомнил о голливудском кодексе Хейса, который 37 лет был неофициальным стандартом в сфере кинопроизводства в США. (Кодекс этот был принят в 1930 году голливудской Ассоциацией производителей и прокатчиков фильмов и применялся до 1967 года. Этот свод правил предполагал недопустимость подрыва нравственных устоев зрителей, запрещал такой показ преступлений, злодеяний, грехопадений, какой вызывал бы симпатию у аудитории, издевательства над законом и религией. Кроме прочего кодекс запрещал изображать употребление наркотиков и обнаженное тело, а также любые намеки на гомосексуализм, провозглашал брак и семью высшими ценностями.) При этом премьер заявил, что государство не намерено в каком-либо виде возрождать цензуру.
А накануне заседания Путин посмотрел на «Мосфильме» фильм Петра Буслова «Высоцкий. Спасибо, что живой» и остался им весьма доволен. Создатели открыли премьеру тайну, кто из актеров скрыт под многослойным сложнейшим гримом, почти маской великого барда. Пока удается в тайне сохранить и саму картину, хотя до премьеры остались уже не дни, а можно сказать – часы┘
На минувшей неделе, в субботу, 20 ноября, в Малом драматическом театре – Театре Европы, отметили 20-летие «Бесов» Додина, спектакля легендарного: в то время еще не вошло в привычку смотреть спектакли по 8–10 часов, а тут – за день, хотя и в три приема, с антрактами, необходимыми для нормальной жизнедеятельности организма, однако не прерывавшими отношений с сюжетом Достоевского. Не отпускал!.. Часть актеров с годами выпала – тут тоже сказалась трагическая, но неизбежная «естественная убыль». На премьере Степана Трофимовича играл, увы, ныне покойный Николай Лавров, младшего Верховенского играл ушедший из театра Сергей Бехтерев, теперь в этой роли – Олег Дмитриев┘ Татьяна Шестакова – по-прежнему в роли Лебядкиной, хотя в недавней премьере «Трех сестер» она уже играет 80-летнюю няньку Анфису, и тут – замечательная, не теряющаяся среди главных героев, сестер и офицеров┘
В московском Театре Маяковского – свои бесы. На этой неделе состоялось большое собрание, на котором единогласно труппа высказалась за продолжение работы с Миндаугасом Карбаускисом, таким образом сделав выбор в нынешнем противостоянии худрука и директора. Вправду странно, что Карбаускису попытались навязать человека, пришедшего в театр┘ Да, из театра же, но все-таки я бы сказал, что со стороны. Ведь до Театра Маяковского госпожа Куриленко трудилась в Театре Стаса Намина, Намин – человек известный и, конечно, замечательный, но театр его кроме прочего занимался и решением очень важных народно-хозяйственных задач. Например, они занимались организацией фестивалей российского кино где-то в Америке, фестивалей русского искусства в далекой Южной Корее. То и другое, спорить смысла нет, для любого театра – подарок, но все-таки к театру в чистом виде, конечно, отношение имеет опосредованное. По информации «НГ», нового директора для Маяковки уже подобрали, главное, думаю я, чтобы Карбаускиса о том проинформировали не в последнюю очередь, ведь в театре, как в космосе, очень важна психологическая совместимость. Тут отношения – почти семейные, хотя лучше, конечно, не в буквальном смысле.