На завершившейся неделе нашлись ответы на два насущных вопроса. В среду был избран принцип формирования комиссии по выдвижению российских фильмов на «Оскар». Она будет сформирована на принципах, предложенных Никитой Михалковым, – к такому решению пришли собравшиеся в Министерстве культуры режиссеры и продюсеры, созванные опять-таки по списку, предложенному Михалковым. Вопреки мнению членов Киносоюза, оскаровская комиссия будет состоять из лауреатов и номинантов на премию «Оскар» от России, а также победителей кинофестивалей класса А. Таким образом, в ней будут состоять только режиссеры и продюсеры. На то, что в оскаровском комитете нашем будут представители всех кинематографических цехов, надеяться нечего. В это трудно поверить, но председателем новой комиссии Никита Михалков предложил избрать Владимира Меньшова.
А в среду вечером стало известно о назначении на пост руководителя совета директоров «Ленфильма» Эдуарда Пичугина, основателя сетей «КиноСити» и «Кронверк-синема», руководителя федерального проекта партии «Единая Россия» «Киноклуб: культура, образование, коммуникация». Пичугин не скрывает, что проблемную студию ему доверяют как антикризисному менеджеру. Его первые задачи: создать внятную концепцию развития и привлечь состоятельных инвесторов. В художественную политику он вмешиваться не намерен, этим займется общественный совет студии. Всех имен членов совета он пока назвать не может. Министр культуры Александр Авдеев на неделе побывал в Гнесинке. Преподаватели и студенты училища продолжают выступать против объединения с академией. Авдеев не видит причин пересматривать свое решение, напротив, он считает, что укрупнение – благо. По словам министра, сохраняется даже диплом колледжа. Сроки обучения, программы – в этом не будет изменений, успокаивал сотрудников колледжа министр. Вообще выборочно и при необходимости, сказала «НГ» пресс-секретарь министра Наталья Уварова, федеральные подведомственные министерству средние и высшие творческие учебные заведения могут тоже объединяться по примеру Гнесинки. По информации «НГ», в Минкульте сейчас ищут подходящий вуз, с которым можно было бы объединить уникальное Суздальское художественно-реставрационное училище. Это вправду важно: если передать училище на местный уровень, его статус, конечно, понизится. Как и финансирование. Вполне возможно, что выберут Петербургский университет культуры и искусства. Важно скорректировать программы.
Другая известная конфликтная история пока ждет разрешения. Речь о конфликте худрука Театра Маяковского с директором театра. Руководитель столичного департамента культуры Сергей Капков в интервью РИА Новости сказал, что планирует встретиться с худруком Театра Маяковского Миндаугасом Карбаускисом: «Контракт у них обоих был одинаковый, им обоим его подписали на год. Сначала они работали полгода, потом перестали. Что поделать, будем разбираться», – пояснил глава ведомства, добавив, что «в этом нет такой сложности, как кажется». «Если хотите знать мое мнение, я вижу Карбаускиса художественным руководителем Театра Маяковского, – сказал Капков. – Если для этого нужно будет принять ряд организационных мер, то мы это тоже сделаем». Интерпретировать его слова можно так: увольнять директора театра до окончания срока контракта вряд ли планируется. Зато уже сегодня можно изменить устав, сделав худрука единовластным руководителем. Что же, если интерпретация верная, то и выход этот следует счесть оптимальным.
Другое дело – искусство. Не так давно известный адвокат в эфире уважаемой радиостанции укорил худрука Маяковки, что тот снял спектакль «Рубеж» – про защитников Москвы. Нашел «политику»! Но, правда, некоторая странность в том есть: «Рубеж», который шел в филиале, сейчас не идет, и место ему в пространстве Малой сцены найти не удалось, а «Лист ожидания» идет. Хотя, на мой взгляд, с художественной точки зрения правильнее было бы «Рубеж» сохранить, а «Лист ожидания»... поставить на лист ожидания. Дело не в патриотизме – спектакль был хороший. А хороших спектаклей о войне у нас, правда, совсем немного. Их почти нет.