На прошедшей неделе произошло два события. С плюсом и с минусом. Начнем с грустного.
Министерство обороны Индии, как сообщил «Интерфакс-АВН», приняло решение закупить американские ударные вертолеты AH-64D Apache Longbow. Конкурентом Apache Longbow был российский ударный вертолет Ми-28Н «Ночной охотник». И решение в пользу Apache было оглашено после сравнительных испытаний двух машин, проведенных в конце 2010 года. Они включали в себя учебные стрельбы из вертолетного оружия. Apache, судя по всему, индийской стороне понравился больше. Представитель Западного авиационного командования в Дели заявил, что «обе машины отработали отлично, но при этом американская показала превосходство в таких ключевых характеристиках, как повышенные возможности и всепогодность применения».
Перевести на нормальный язык эти определения (повышенные возможности и всепогодность) довольно трудно. Специалистам, знакомым с Ми-28Н, известно, что у него все эти качества тоже присутствуют в полном объеме. Другое дело, что у «двадцать восьмого», как, впрочем, у каждой машины, действительно есть свои недостатки, которые могли вызвать у индийских летчиков определенную досаду. Например, не очень эффективная работа антенного комплекса. Сбои в его работе, конечно же, не могут не сказаться на репутации Ми-28. Организаторы тендера, как сообщается, выдвинули еще около 20 замечаний по русской «вертушке», которые и не позволили ей стать победителем.
Вторая новость – оптимистичная. Третий в этом году пуск морской стратегической ракеты РСМ-30 «Булава» с борта родного для нее ракетного подводного крейсера стратегического назначения проекта 955 класс «Борей» «Юрия Долгорукого», который прошел в минувшую пятницу из акватории Белого моря на камчатский полигон Кура, закончился успешно. Как сообщили в Управлении информации и пресс-службы Минобороны России, все боеголовки ракеты достигли указанных целей.
Что общего между двумя этими событиями? Это определенные неудачи, которые сначала преследовали «Булаву», а теперь настигли «Ночного охотника». Правда, неудачи эти разные по своей сути. «Булаву» и ее создателей – Московский институт теплотехники (МИТ), его руководителей за что только не критиковали. И за то, что они взялись не за свое дело – МИТ никогда не делал морских стратегических ракет. И за то, что они чуть ли не обманным путем перехватили контракт на такую ракету у ГРЦ имени Макеева, который именно морскими ракетами всегда и занимался. И за то, что они обещали сделать универсальную (наземную и морскую одновременно) ракету, но не сделали┘ Много чего было. Но люди, что называется, стиснув зубы и изредка отбиваясь от особо назойливых критиканов, делали свое дело. Заодно обновляли производство, вводили жесткий технологический контроль за поступающими на сборку комплектующими, за работой инженеров и техников, создающих ракету, за многими другими процессами┘ И «Булава» полетела туда, куда надо. Из 17 пусков только 7 неудачных.
Есть шанс, что в начале будущего года она, как и ее носители – «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский», наконец-то встанут на вооружение, начнут нести боевое дежурство по защите национальных интересов страны. И не надо удивляться неудачам, а тем более злорадствовать по этому поводу. Если вспомнить, в советское время самые легендарные «стратеги» – «Стилет» и «Воевода», морские в том числе, начинали нормально летать после 20–30-го пуска. И что? Они достойно сыграли и продолжают играть свою роль сдерживания.
Так и с «Ночным охотником». Неудача в индийском тендере, надо думать, заставит его создателей более внимательно подойти к тем замечаниям, которые сделали ему индийские летчики. Добиться их исправления. Тендеров на вертолетном веку будет много. Есть надежда, что неуспех Ми-28Н в Дели компенсируют тяжелый транспортный вертолет Ми-26Т2 и легкий универсальный Ка-226Т. У них тоже есть зарубежные соперники, но шансы на победу у того и другого очень велики.