Минувшая неделя в Вооруженных силах России не отличалась какими-то сенсационными событиями. В округах и в бригадах проходили итоговые учения, в частях подводили первые итоги становления молодых лейтенантов – выпускников вузов этого года, где-то начали принимать в строй новобранцев. Но главным событием прошедших семи дней стал все-таки визит в Украину министра обороны России Анатолия Сердюкова. Он носил, конечно, деловой, но немножечко и частный характер.
Дело в том, что 19 октября министру обороны Украины адмиралу Михаилу Ежелю исполнилось 59 лет, и его московский гость не мог не поздравить лично коллегу, с которым в нынешнем году встречался уже дважды и даже совершил грандиозный вояж на Камчатку и Тихий океан, где когда-то почти полностью прошла офицерская служба и офицерская молодость Ежеля. О том, что подарил Анатолий Эдуардович Михаилу Брониславовичу, информационные агентства умалчивают, а вот о том, о чем говорили два министра, сообщений достаточно.
Есть информация, что адмирал опять предлагал Сердюкову купить недостроенный крейсер «Украина», от которого российский министр уже не раз отказывался, убеждал вернуться к использованию в интересах российской ПРО радиолокационных станций системы предупреждения о ракетном нападении в Мукачеве и под Севастополем, что тоже не вызвало энтузиазма у москвича. РЛС в таком запущенном и руинированном состоянии, что их дешевле снести и построить новые. И к тому же сейчас их задачу выполняют СПРН в Лехтуси и Армавире. А вот где интересы обеих армий и стран совпадают, так это в совместном производстве военно-транспортного самолета Ан-70. Москва и Киев в будущем году должны внести в его создание соответственно 85,1 и 60,2 млн. долл. Закупка 70-х заложена в российской госпрограмме вооружений до 2020 года, и Россия готова приобрести более 60 таких лайнеров. Украина – только 20. Она уже имеет три машины, собранные на собственных предприятиях, но серийное производство их можно организовать только на наших заводах – в Воронеже или в Омске. Дело – за украинским правительственным решением. Но его все нет. Кто-то почему-то тянет с ним в столице Незалежной. Почему тянет, остается только догадываться.
Тянут в Киеве и с решением о предоставлении России аренды наземного испытательного тренировочного комплекса летчиков палубной авиации (НИТКА) в Саках, под Севастополем. Украине он ни к чему. Поспекулировать интересом к нему Индии и Китая тоже не получается. И Дели, и Пекин строят свои комплексы. А НИТКА нуждается в срочной реставрации и модернизации. Все документы на это подготовлены, но┘
Не продвигается и проблема замены устаревших кораблей и боевой техники Черноморского флота. Решено, что будут менять баш на баш. Ни одной единицы техники сверх того, что есть на сегодняшний день. Да и России пока нечего отправить в Севастополь – корабли и дизельные подводные лодки только строятся. Но есть сильное подозрение, что они появятся раньше, чем разрешение украинского правительства провести замену. Слишком много придирок к этому процессу. Тут и представление полного перечня всех видов вооружений на кораблях, со всеми тактико-техническими характеристиками, и требование каждый выход в море или организацию полетов согласовывать с местными властями, обслуживать, ремонтировать и обеспечивать корабли всем необходимым тоже только силами украинских предприятий и фирм┘ При этом о социально-экономическом развитии населенных пунктов, в которых дислоцируются российские гарнизоны, тоже должна заботиться Москва.
Пожалуй, единственное, о чем реально договорились Михаил Ежель и Анатолий Сердюков, это о вывозе в Россию агрессивного и ядовитого ракетного топлива меланж, 700 т которого еще оставалось в Украине после ликвидации размещенного на ее территории стратегического ракетного оружия. Но переработку и утилизацию меланжа придется проводить на российских предприятиях под контролем украинских специалистов.
Вот такой не очень веселый получился визит министра Сердюкова к коллеге, министру Ежелю на день рождения.