В прошлый вторник стало известно о прекращении уголовного преследования участника арт-группы «Война» Леонида Николаева. Его обвиняли в хулиганстве после того, как во время акции «Дворцовый переворот» участники арт-группы переворачивали милицейские машины у Михайловского замка. Независимые эксперты убедили суд в том, что не было умысла у «Войны» обидеть какую-то конкретную социальную группу, поскольку милиция – вообще не социальная группа, она – что-то вроде, надо понимать, прослойки, тонкой, наподобие интеллигенции при советской власти. А обидеть прослойку нельзя, прослойка – не нация, даже не социальная группа. Обвинения сняли и с другого «войнаха», Олега Воротникова, правда, он по-прежнему остается в розыске за оскорбления и нападения на милиционеров, но это уже не связано с деятельностью арт-«Войны».
На открытии сезона в театре Et Cetera худрук Александр Калягин сообщил, что Роберт Стуруа приступил к обязанностям главного приглашенного режиссера, первый спектакль в этом новом качестве начнет репетировать в январе, название пока выбирается. В год будет ставить по спектаклю.
А Александринка на прошлой неделе играла «Гамлета» Валерия Фокина в венском Бургтеатре, это – в рамках обмена двух старейших театров Европы. Тут впору вспомнить, что в позапрошлом веке звезды Бургтеатра регулярно выступали на Александринской сцене, в этом году в сентябре Бургтеатр, возглавляемый Маттиасом Хартманном, сыграл в Петербурге на традиционном фестивале «Александринский» недавнюю свою премьеру – инсценировку романа Л.Н.Толстого «Война и мир». В ответ Александринка повезла в Вену «Гамлета», для которого не новый перевод, а отчасти свои фантазии на сюжет «Гамлета» написал Вадим Леванов.
В конце недели Политехнический музей выбрал победителя конкурса на архитектурную концепцию реконструкции. Выиграл его обладатель «Золотого льва» Венецианской биеннале японский архитектор Джунья Ишигами, выступивший в тандеме с компанией Arup. Известно, что Ишигами строил Технологический институт Канагавы и магазин Yohji Yamamoto в Нью-Йорке, в свою очередь, Arup занималась строительным проектированием знаменитого Сиднейского оперного театра и Центра Помпиду. Принятая концепция предполагает, что через пять лет Политех превратится в воспетый Маяковским город-сад. Экспонаты расставят на лужайках, а внутренние дворы – по проекту – затянут пленкой. Тут и заспорили: дело в том, что это изобретение Arup пока нигде не было реализовано, Москва же в этом смысле многим не кажется идеальной площадкой для эксперимента. Правда, тут можно вспомнить опыт Мариинки, где победитель Доминик Перро в итоге был отстранен от дел вместе со своим золотояйцевым проектом, а нидерландский архитектор Эрик Ван Эгераат, придумавший эффектную крышу для стадиона «Динамо», ныне даже нигде не упоминается, хотя в данном случае проект, который демонстрирует на разных выставках ВТБ, по моему разумению, – во всяком случае внешне! – мало чем отличается от того, что был придуман именитым европейским архитектором.