Теперь «Цитадель» точно будет представлять Россию в лонг-листе «Оскара».
Кадр из фильма
Всю неделю полыхал скандал вокруг выдвижения от России на «Оскар» фильма Никиты Михалкова «Утомленные солнцем-2. Цитадель». В понедельник председатель оскаровского комитета Владимир Меньшов отказался подписать протокол голосования, в среду он созвал пресс-конференцию, чтобы обосновать свое решение, а в четверг на экстренном заседании президиума Академии кинематографических искусств и наук, тот самый протокол подписал вместо Меньшова режиссер Владимир Наумов, президент киноакадемии. Американского вмешательства в российский скандал, на которое пусть слабо, но уповал Меньшов, не последовало, и теперь «Цитадель» уж точно будет представлять Россию в лонг-листе соревнования за «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Третья часть саги о семье комдива Котова, разгромленная критиками и провалившаяся в прокате, вступит в конкуренцию, например, с шедевром Белы Тарра «Туринская лошадь» (Венгрия), с «Гавром» Аки Каурисмяки (Финляндия), с новаторским фильмом классика Вима Вендерса «Пина: танец страсти» (Германия). Будет еще множество картин со всего света, из которых всего несколько отберут для финального «забега». И окажется ли среди них «Цитадель» – большой вопрос.
Владимир Меньшов не в первый раз демонстрирует взрывной нрав, обостренное, но несколько спонтанное чувство справедливости. Четыре года назад была громкая история с его протестом против вручения кинонаграды MTV картине «Сволочи» – тогда он даже конверт с названием лауреата бросал наземь. Теперь, разоблачая коррумпированных коллег по оскаровскому комитету, Владимир Валентинович и себя невольно выставил не в лучшем свете. Сам признался: все эти годы неохота было вдаваться в подробности формирования второй киноакадемии, в то, на каких основаниях под ее крышу переехал из Союза кинематографистов оскаровский комитет и кто определяет его состав. Пытался что-то предложить, кого-то ввести, но в целом существовал в режиме компромисса. Многое не нравится, но функции свои выполняю. Теперь же нашла коса на камень, плывший по воле волн комитет принял решение, от которого Меньшов взорвался. На пресс-конференции Владимир Валентинович нарисовал действительно неприглядный групповой портрет оскаровского комитета, только ведь сложился-то он таким во многом и из-за его собственного невмешательства в ход дел. Все равно Меньшов в этой истории выглядит много лучше, чем некоторые комитетчики-конформисты, но его случай еще раз доказывает, что длительный компромисс с совестью не идет на благо ни носителю этой самой совести, ни делу, ради которого на него пустились.
В конце недели произошло еще одно примечательное событие в сфере кино: по поручению премьер-министра Владимира Путина Министерство культуры отозвало из правительства согласованный со всеми ведомствами пакет документов по созданию частно-государственного партнерства студии «Ленфильм» и АФК «Система». В прошлый понедельник мы писали о том, что гран-призер Венецианского фестиваля Александр Сокуров получил личное поздравление от Путина и записался к тому на прием в надежде затормозить приватизацию родной студии. Случилась ли эта встреча – доподлинно неизвестно, но премьер наконец откликнулся на воззвания знаменитых ленфильмовцев. «Системе» не отказано в почти полученных правах, но теперь Минкульт должен найти «взвешенный» подход и, в частности, четко прописать в проекте партнерства, что АФК не имеет права менять название славной студии, перепрофилировать ее или переносить в другое место. Пока и это неплохо. Хотя есть в перечисленных поручениях Минкульту что-то, напоминающее сеанс легкой психотерапии: закройте глаза и ощутите свежий морской бриз. Ваши проблемы где-то далеко-далеко┘