Феерическими событиями отличилась прошедшая неделя не только в политике, где разгорался скандал «Пугачева и Прохоров против Суркова», но и в экономике. В пятницу украинский президент из Ялты и российский премьер – из Сочи – устроили своеобразное трансчерноморское газовое представление. Выступая на форуме «Ялтинско-европейская стратегия» Виктор Янукович предложил строить газопровод «Южный поток» в обход Украины┘ прямо по территории Украины. Дескать, так будет дешевле. Да и деньги за транзит не пройдут мимо кассы. Склонность к не менее парадоксальным инициативам продемонстрировал и украинский премьер Николай Азаров. Он заявил в пятницу, что Киев готов законсервировать свою газотранспортную систему ввиду ее невостребованности. Таким образом, украинские чиновники предлагают расширять и модернизировать свои транзитные газопроводы и одновременно закрывать или консервировать их.
Как напомнил Николай Азаров, мощности украинской газотранспортной системы (ГТС) позволяют прокачивать около 150 млрд. куб. м газа в год, тогда как нынешний объем транспортировки составляет всего 80 млрд. куб. м. «ГТС – это система труб, компрессоров, громадный коллектив, который обслуживает эту систему. Это все убытки, а почему мы должны эти убытки нести? Может быть, нам стоит законсервировать ГТС? Мы убытки нести не будем», – сказал Азаров журналистам в субботу в Ялте. Ранее пресс-секретарь украинского премьера сообщил, что Киев хочет получить от России и Евросоюза гарантии загрузки своей ГТС в связи со строительством обходных трубопроводов, поскольку в противном случае Украине нет смысла расходовать деньги на ее содержание. Но если нет смысла тратиться на содержание существующих газопроводов, то строить рядом такие же смысл есть, считают в Киеве.
«Условно говоря, «Южный поток» должен пойти по югу Украины, по суше – и такая возможность есть. Такой проект гораздо дешевле, чем тот, который предлагается «Южным потоком», общая стоимость которого сейчас экспертами оценивается около 25 млрд. евро. А то, что мы предлагаем, будет в пять раз дешевле», – развивает идею одновременного расширения и закрытия транзитных газопроводов Виктор Янукович. При этом украинская сторона как бы не замечает того факта, что все проекты газопроводов в обход Украины были порождены политикой самого Киева, который на протяжении многих лет пытался шантажировать «Газпром» условиями транзита. Сегодня же снова убедить Москву в безопасности украинского маршрута очень сложно, если вообще возможно. По крайней мере пока российские власти демонстрируют непреклонную готовность построить «Южный поток», не считаясь ни с расходами, ни с отсутствием разрешения Турции на прокладку подводной части трубы.
В пятницу в Сочи в присутствии Владимира Путина было подписано соглашение акционеров строительства газопровода «Южный поток». В соответствии с этим соглашением доли в морском участке «Южного потока» распределились следующим образом: «Газпром» – 50%, итальянская ENI – 20%, германская Wintershall Holding и французская EDF – по 15%. «Вместе с «Газпромом» и другими европейскими партнерами мы уже продемонстрировали на примере трансбалтийской газовой магистрали «Северный поток», как мы можем укреплять надежность газоснабжения. А теперь мы общими силами укрепляем надежность газоснабжения тех стран ЕС, которые расположены на юго-востоке Европы и в которых «Газпром» и Wintershall уже многие годы сотрудничают в торговле природным газом», – заявил представитель немецкой компании. «Как говорил один мой очень близкий друг, снаряды рвутся все ближе», – прокомментировал это же событие украинский президент Виктор Янукович.