Владимир Владимирович стал главным героем в обоих главных культурных событиях минувшей недели. В понедельник стали известны подробности получения «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля: Владимир Путин, по словам режиссера Александра Сокурова, позвонил ему буквально через семь минут после присуждения приза. Кроме того, Сокуров не стал скрывать, что «фильм не увидел бы свет, если бы Путин не нашел для него денег». В российский прокат картина выходит в конце ноября, и велика вероятность, что и в этом случае помощь придется ждать от премьер-министра. Скорее всего в ближайшее время они встретятся – Владимир Путин и Александр Сокуров, правда, режиссер в первую очередь собирается говорить о проблемах «Ленфильма». По словам Сокурова, Владимир Путин выразил желание «притормозить» процесс приватизации киностудии и обсудить ее перспективы заново.
Вторая история – открытие Театра Наций. С приходом Евгения Миронова процесс реконструкции старинного здания приобрел ускорение, а главное – финансирование. Почти 15 лет долгостроя и 4 года упорных работ, и вот в минувший четверг состоялось открытие (правда, судя по афише, до конца ноября спектакли по-прежнему будут играть на чужих площадках). «Сергей Семенович, отчего это вы примазались?» – «Я подарил здание ему, 120 квадратных метров в центре Москвы», – пошутил мэр в ответ. Этот диалог Владимира Владимировича и Сергея Семеновича, который цитирует РИА Новости, меня, признаюсь, несколько озадачил. Тем более что происходил он, напомню, при открытии театра.
Кстати, не только Сокурову уже «даденных» денег мало – не ему лично, а фильму, речь про «Фауст». Снять фильм – полдела, надо еще, чтобы он добрел до российского зрителя. Нужны копии, залы, то есть – снова деньги. То же и с Театром Наций. Здесь надо процитировать еще один диалог.
Евгений Миронов. Я знаю, вы сейчас так поджимаете губы. Я буду просить денег, и мне не стыдно их просить, потому что они нужны на важное и серьезное дело.
Владимир Путин. А мне не стыдно сказать, что денег нет. Но будем искать.
Евгений Миронов. Это самое главное, я так и знал, что вы не сможете нас кинуть.
Владимир Путин. Я вообще никого не кидаю. Вопрос только в том, чтобы сформулировать потребности, объем, сроки.
Можно только порадоваться за Миронова.
Даже позавидовать. По-хорошему.
Тем более – зная, как непросто было, и не раз, когда возникали практически безвыходные ситуации, связанные с охранным статусом здания-памятника. Легко было Федору Коршу, который в 1885-м за 110 дней построил театр (а саму землю купил у купцов Бахрушиных, если я не ошибаюсь, за два месяца до начала строительства, оформление покупки заняло у Корша три дня!). А теперь художнику Александру Боровскому каждый раз приходилось вступать в труднейшие дискуссии, доказывая, что он не варвар, а вовсе даже наоборот. Повезло еще, что «Архнадзор» все эти годы был сильно занят другими столичными объектами, «Геликон-оперой», например.
Еще один сюжет недели. Дирижер и худрук Государственного академического симфонического оркестра – по-прежнему на больничном. По этой причине отложен концерт, посвященный 75-летию оркестра. На неопределенный срок. Кроме того, в пятницу 65 лет исполнилось самому Горенштейну, но нынешний его конфликт и с музыкантами оркестра, а теперь уже и с Министерством культуры, помешал широко отпраздновать и эту полукруглую дату.