Что и говорить – главное культурное событие минувшей недели вышло в субботу, когда вечером стало известно – «Золотого льва» Венецианского фестиваля дали нашему Сокурову. Понравится это кино у нас – не понравится, посмотрят его или нет – уже не важно, хотя, конечно, тоже важно. Ведь еще не забылось, что в той же Венеции наградили несколько лет назад фильм Звягинцева «Возвращение». И «Золотой лев» никак не помог ленте собрать полные залы в России. Остается печалиться, что никакие патриотические радости не заставят наших зрителей – в нужном, то есть в большом, в сотнетысячном хотя бы количестве! – оторвать задницу от дивана и пойти посмотреть кино в кинотеатр.
В пятницу стало известно, что в Минкультуры продолжаются консультации юристов и переговоры с коллегами из Минобороны – все про Архангельское, где, напомним, в августе «коллеги из Минобороны» продали большой участок земли, больше 26 га, который, между прочим, отчасти входит в заповедные карты. Минкультуры настаивает на том, что результаты аукциона не имеют юридической силы, что и проводить его было нельзя.
Начали новый сезон МХТ имени Чехова и Маяковка, в Маяковке – с новым художественным руководителем Миндаугасом Карбаускисом, который вслед за «Современником», РАМТом и прочими «паровозами» объявил о программе для молодых режиссеров. А в МХТ вслед за первой премьерой – «Мастером и Маргаритой» в пятницу и субботу сыграли вторую – «Дом» Гришковца, режиссером которой выступил Сергей Пускепалис, недавно оставивший пост главного режиссера Ярославского академического театра. По-моему, с Гришковцом в МХТ вышло лучше, чем до того – в «Школе современной пьесы». В субботу открылся первый в сезоне фестиваль – молодой драматургии «Любимовка», где среди прочего сыграют и новую пьесу тольяттинского драматурга Вадима Леванова. Названия пьес убеждают – авторы молоды и готовы говорить про то, что болит, – «Порнография», «Антисекс», «Поза героя лицом вниз»...
Не стану лукавить, ежедневно наблюдая десяток рекламных афиш, анонсировавших концерт РНО 10 сентября, я все думал: как же Радзинский выйдет «после всего». Был уверен – не выйдет, скажется больным. Он ведь, нам рассказывали, взволнован, переживает. Перерыл Интернет вчера. Десятки отзывов. Все в порядке. Читал, как обычно, эмоционально, нервно, кого-то, как всегда, раздражал своей неповторимой манерой. Но про то, что было, – ни слова. И тем, кто пришел слушать «Реквием», – все равно. Музыка прекрасная, оркестр – бесподобен, капелла Юрлова – тоже хороша, как всегда. Как же так? Не надо сажать-убивать, несчастный случай, такое бывает, но не так же: убил, отряхнулся и дальше пошел. Или – так?