0
1885
Газета Неделя в обзоре Интернет-версия

22.08.2011 00:00:00

Неделя в обществе: МАКС дал поводы для радости и грусти

Олег Владыкин

Об авторе: Олег Владыкин - заместитель ответственного редактора "Независимого военного обозрения"

Тэги: макс, авиасалон


макс, авиасалон Российский истребитель 5-го поколения впервые показали народу.
Фото ИТАР-ТАСС

Вся минувшая неделя прошла, конечно же, под знаком юбилейного 10-го Международного авиационно-космического салона (МАКС-2011), работавшего на аэродроме в подмосковном Жуковском. Как и во все предыдущие годы, самой яркой частью шестидневной программы салона были демонстрационные полеты боевой авиации. Прежде всего российских машин и немногочисленных зарубежных истребителей. Именно в воздушное шоу была включена и единственная на нынешней выставке полноценная премьера отечественного самолетостроения. Свой первый полет перед публикой совершил перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации – ПАК ФА Т-50. Выполненный по технологии Stealth, практически невидимый для радаров, тем не менее новейший многоцелевой истребитель пятого поколения доставил массу удовольствия зрителям, демонстрируя в подмосковном небе сложнейшие фигуры высшего пилотажа.

Закономерно, что многие другие конструкторские новинки, представленные на салоне, так или иначе были связаны с оснащением и оборудованием Т-50. В том числе и созданное для него вооружение. Для большинства управляемых авиационных средств поражения ПАК ФА предусмотрено размещение во внутренних отсеках истребителя, включая все типы ракет класса «воздух–воздух». В классе «воздух–поверхность» внутрифюзеляжное размещение предусмотрено для противокорабельных ракет, модульных ракет общего назначения и управляемых авиационных бомб калибра 250 кг. Все это сделано для соблюдения малозаметности самолета пятого поколения. Причем помимо набора ракет малой и средней дальности Т-50 получит еще и уникальную ракету большой дальности перехвата – до 200 км. «Аналогов с такими характеристиками я не знаю ни у европейцев, ни у американцев», – заявил генеральный конструктор корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Борис Обносов.

Кроме того, представитель «Объединенной двигателестроительной корпорации» объявил на МАКСе о том, что ОДК приступила к работам по второму этапу создания двигателя для ПАК ФА. Он же сообщил о восстановлении производства двигателей для стратегических ракетоносцев Ту-160.

Вообще в авиационном двигателестроении наметились интересные тенденции. Похоже, позитивные. Если в последние годы изготовление двигателей для летательных аппаратов производилось в России не просто при активном участии, но фактически под диктатом американской копании Pratt & Whatney и некоторых других западных разработчиков, то сейчас, кажется, тут может кое-что измениться принципиально. МАКС стал той площадкой, где руководители ОДК решили объявить: с американцами ведутся переговоры о выкупе блокирующих пакетов Pratt & Whitney в активах «Пермского моторостроительного завода» и АО «Авиадвигатель». Если такое произойдет, то запреты Госдепа США на поставки самолетов с великолепным двигателем ПС-90А2 в некоторые страны, как уже случалось, могут уйти в прошлое.

На этом фоне очень эффектной выглядела сделка, состоявшаяся между российской самолетостроительной компанией «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г.М.Бериева» и украинской компанией «Мотор Сич». На авиасалоне россияне подписали с некогда постоянными участниками авиационной кооперации в нашей стране соглашение о сотрудничестве и контракт на поставку 12 двигателей для самолетов Бе-200. Приятно, когда восстанавливаются традиционные связи отечественных производителей авиатехники.

Между тем совсем другие чувства вызывает изрядно нашумевший и распиаренный Sukhoi SuperJet 100 (SSJ-100). Хотя этот лайнер и делают вроде бы в России, на 92% он собирается из произведенных за рубежом деталей. И даже под непрерывные заклинания о неизбежности международного разделения труда в современном авиастроении трудно отделаться от мысли, что для нашей страны все продажи данного самолета на внутреннем рынке будут, по сути, импортными поставками. А ведь глава «Объединенной авиастроительной корпорации» Михаил Погосян на МАКС-2011 поведал журналистам, что на самолеты SSJ-100 заключены твердые контракты с авиакомпаниями PT Sky Aviation на 12 самолетов, «ЮТэйр» – на 24 самолета и «Газпромавиа» – на 10 самолетов. Каталожная стоимость этих контрактов – около 1,5 млрд. долл. Интересно, какая часть выручки от продаж самолетов на внутреннем рынке останется в нашей стране, а какая уйдет зарубежным партнерам? В той же пропорции, что участие в производстве лайнеров? И это в условиях, когда целый ряд созданных и выпускавшихся почти стопроцентно у нас в стране прекрасных пассажирских и грузовых самолетов снимаются с производства.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Анастасия Башкатова

Жилищной отрасли предстоит долго распутывать клубок проблем с ценами и кредитными ставками

0
1602
В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

Михаил Сергеев

Россия, кажется, продолжит переход к углеродной нейтральности

0
1380
Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Ольга Соловьева

Министры планируют оценить экологический и экономический ущерб от загрязнения мазутом Черноморского побережья

0
1249
"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

  

0
878

Другие новости