Бунт перерос в элементарный грабеж.
Фото Reuters
Это была неделя тревог в развитых странах. В Лондоне британский премьер Дэвид Кэмерон выступил в парламенте с речью об обстоятельствах «шопинг-бунта», сотрясающего страну. Случившееся настолько шокировало главу правительства, что он даже пообещал доставить из Северной Ирландии водометные машины, чтобы разгонять толпу протестующих. Однако в действительности толпы нет, есть быстро набегающие в магазины группы людей, которые расхватывают товары и тут же скрываются. От краж и разбоя холодный душ не помогает. Это должен был бы знать премьер.
Кэмерон также пообещал своим спецслужбам свободу контроля над социальными сетями во Всемирной паутине. Чтобы они могли опережать готовящих очередной налет мародеров. А ведь всякие твиттеры и тому подобное до этого в Англии считались чуть ли не главным каналом продвижения демократии. По крайней мере на Ближнем Востоке и в Китае. Но своя рубашка ближе к телу.
Наконец, премьер объявил, что пригласит к себе консультантом по борьбе с бунтами специалиста с другой стороны Атлантики. Это Билл Брэттон, бывший начальник полиции Лос-Анджелеса и Нью-Йорка. Высшие чины Скотленд-Ярда недоумевают. В заявлении их организаций говорится: «Ассоциация ведущих полицейских офицеров и Федерация инспекторов столичной полиции прекрасно разбираются в британском законодательстве, и мы считаем, что мы в данном случае больше уполномочены консультировать премьер-министра, нежели некий американец».
Полицейским пора бы понять, что имеет в виду Кэмерон. Большая часть задержанных бунтарей – афробританцы. А бунты, с которыми имел дело начальник крупнейших американских полицейских служб, того же рода, что и нынешние в Великобритании – в них мало политики, но много разбоя и хулиганства. Премьер, естественно, решил поучиться у США.
По-своему шокирован и президент США Барак Обама. Его возмутило решение рейтингового агентства Moody and Poor’s понизить на одну ступеньку оценку кредитоспособности США. Ведь это США, напоминает президент. По его мнению, надо навести порядок в деятельности рейтинговых служб. Но там и так знают, каким должен быть порядок. Если агентства будут действовать по воле правительств, то они потеряют доверие инвесторов.
Раздражение Обамы объяснимо: понижение кредитного рейтинга США грозит удорожанием займов для Америки. А США с их огромным бюджетным дефицитом не могут без них обойтись. Более того, всем стало ясно, что бюджетный компромисс, достигнутый между Белым домом и Конгрессом, не дал руководству администрации какой-либо передышки. Об этом говорит ситуация на биржах: она напоминает флаттер – тряску, в которую попадали на высоких скоростях самолеты.
Эксперты-экономисты объясняют это явление в жизни США, а заодно и Европы неопределенностью в политике. Никто не может знать, что будет завтра, какой рецепт экономического оздоровления выберут политики.
Проявлением этой неопределенности стал также ажиотаж, который наблюдался на первичных выборах республиканской партии в Айове, первых в избирательной кампании 2012 года. Участвовавшие в них претенденты на президентский пост предвкушают высокую вероятность победы в ноябре будущего года. И остро соперничают между собой. Однако не обязательно кандидатом республиканцев станет кто-либо из этой шестерки. Есть еще претенденты, ожидающие удобного момента для подключения к предвыборной гонке.