Президент и премьер, укрывшись в Сочи словно бы в отпуск, всю неделю доказывали, что им не до отдыха. Пока Дмитрий Медведев беседовал с президентом Украины Виктором Януковичем – без видимого результата, Владимир Путин успешно осваивал вторую специальность, археологическую. Уже первые шаги главы правительства на новом поприще увенчались крупным успехом. Поскольку в кургане, неоднократно разграбленном, ничего ценного найти не удалось, Путину пришлось нырнуть на морское дно, и все получилось в лучшем виде: там очень кстати оказались на месте две древнегреческие амфоры.
Тяга к водным просторам у Путина быстро не прошла, и в пятницу он снова пообщался с водной стихией, усмиренной в Санкт-Петербурге долгожданной дамбой. Работы были приняты, одобрены, но начальник из Минрегионразвития, ими руководивший, тут же попросился в отставку. Что выглядело странно. Если все прекрасно, то почему эффективный менеджер Владимир Коган, вместо того чтобы строить и строить новые дамбы, покидает поле боя за светлое будущее? Привести в равновесие эти «несвоевременные мысли» могли бы воспоминания о том, что смета работ была превышена вдвое, а Счетная палата установила несколько лет назад существенные нарушения при возведении этого защитного сооружения. Но кто же считает. Кто же помнит.
Печальные мысли эти были отодвинуты в конце прошлой недели оперативной реакцией столичного правительства на публикацию в «НГ». Не успела газета выразить недоумение стройкой на крыше исторического здания ФСБ на Лубянке, как Департамент культурного наследия Москвы потребовал от силовиков прекратить работы. Заявив, что сооружение является памятником культуры и ФСБ должна согласовать свою деятельность. Думается, согласование это будет получено в рекордные сроки, но все равно: пустячок, а приятно.
Неприятно компенсирует легкое удовлетворение от событий на строительно-силовом фронте другая история. В конце прошлой недели Главное следственное управление Следственного комитета предъявило наконец обвинения врачам следственного изолятора, где умер юрист фонда Hermitage Capital Сергей Магнитский. Виноватыми во всем оказались врач-лаборант ФБУ ИЗ-77/2 УФСИН России по городу Москве Лариса Литвинова и бывший заместитель начальника следственного изолятора по лечебно-профилактической работе Дмитрий Кратов. Нерешительность российских властей, которые готовы почему-то пойти на серьезный конфликт со всем миром, защищая большую группу правоохранителей, причастных к «делу Магнитского», вовлекла страну в крупный международный скандал. На прошлой неделе появились сообщения о том, что и Европа, вслед за Америкой, готова ввести визовые санкции против нескольких десятков российских чиновников. Стоит ли овчинка выделки?
Продолжается призрачная жизнь политических партий. Народный фронт доложил Путину о необыкновенных своих успехах в деле изучения предвыборных предпочтений россиян. Цифры, которые озвучил Николай Федоров, могли кого угодно вогнать в нездоровые раздумья: сто томов народных чаяний, миллион опрошенных, 90% предложений, признанных «фронтовиками» кондиционными... Путин мужественно выслушал этот парадный доклад, и ни один мускул не дрогнул на его лице.
Тем временем главная составная часть «фронта», партия «Единая Россия», деловито ковала предвыборное оружие, поставив во главе своих региональных списков вовсе даже не «фронтовиков» с яркими именами артистов и спортсменов, а губернаторов и министров федерального правительства.
В четверг вдруг появился перед публикой лидер «Правого дела» Михаил Прохоров. И тоже сделал несколько необычных заявлений. Во-первых, он отрекся от кремлевской колыбели. После того как его предшественники, трио прежних сопредседателей, неоднократно это происхождение подтверждали. Кроме того, обнаружилось, что Прохоров вообще не определился с политической ориентацией своей структуры и предложил это сделать за него избирателю. Ну вот, еще одна головная боль для сознательных граждан. Выдержит ли электорат? Единственная надежда на то, что россияне вряд ли заметили столь экзотические усилия партбоссов вовлечь их в большую политику.