Смерть Николая Петрова – и без того большая и тяжелая потеря, прежде всего имея в виду возраст замечательного человека и выдающегося пианиста. Он умер, не дожив до 69. Прощание прошло в пятницу в Большом зале консерватории, и, кроме прочих грустных чувств, добавилось еще одно. В какой-то момент к микрофону подошел режиссер Гарри Бардин, друживший с Петровым, и сказал (его слова цитирует РИА Новости): «Не могу не сказать: только у нас в стране можно лечиться от инсульта, а умереть от заражения крови┘» Речь – о том, что с инсультом Петрова из Минска перевезли в известную московскую клинику ОАО «Медицина». Президент «Медицины» Григорий Ройтберг тут же поспешил заявить, что ведущие специалисты клиники совместно с академиками РАМН сделали все возможное для лечения прославленного пианиста.
Очень жаль Петрова, в субботу радио «Орфей» передавало его записи. Он выдающийся пианист. Это важно, но, пожалуй, еще горше оттого, что Петров был еще и редкостным человеком, неравнодушным, с – как раньше принято было говорить – гражданской позицией. Ему до всего было дело, и когда он в чем-то был уверен, становился страстным трибуном. Сколько сил он потратил, чтобы оставить в России коллекцию Телерадиофонда, почти уже уплывшую за рубеж. Как страстно отстаивал он свободу исполнителя, сегодня почти подмятую под властью импресарио, в классической музыке – почти так же, как в шоу-бизнесе. Детские музыкальные школы (одна в Москве носит его имя уже много лет) – не только в последние месяцы, когда так остро встал вопрос о так называемом дополнительном образовании. Неравнодушный человек. Как говорит об отце принц Гамлет: «Человек он был, человек во всем... ему подобных мне уже не встретить».
На минувшей неделе назвали победителя конкурса на генеральное планирование дальнейшего развития острова «Новая Голландия» в Санкт-Петербурге. Это – американское бюро WORKac. Напомним, что это – не первый победитель: когда островом занимался Шалва Чигиринский, он доверил развитие «Новой Голландии» Норману Фостеру. Теперь обещают, что на острове будет и центр искусств, а также оранжереи, магазины, кинотеатры, рынок и даже навесной променад на манер нью-йоркской Хай-Лайн.
Выставку проектов устроили в петербургском Военно-морском музее, и отзывы посетителей совпали с выбором организаторов. К этому стоит добавить, что WORK Architectural Company разрабатывала генеральный план нового района БАМ (BAM District) в Бруклине, а также работала над головным офисом Дианы Фон Фюрстенберг в районе Манхэттена Митпэкинг (Meatpacking District). Среди главных проектов последнего времени – Музей Блаффер в Хьюстоне и новый Детский музей искусств в Нью-Йорке.
А еще до того как остров попал в руки Чигиринского, были планы передачи острова Валерию Гергиеву и Мариинскому театру, предполагалось даже, что здесь будет проходить летний фестиваль Мариинки. Впрочем, и новый проект предполагает открытый летний амфитеатр и площадку для концертов.
Ну и не пройти, подводя итоги недели, мимо задержания Олега Беликова, бывшего чиновника префектуры Западного округа Москвы, а в последние два года – первого замдиректора Третьяковской галереи. Вот сюжет, на который справедливо обратила внимание директор музея Ирина Лебедева: обыски прошли в музее, везде первым делом говорили о задержании замдиректора Третьяковской галереи. Добавлю: в суде Беликов заметил, что его ни разу даже не вызывали к следователю, а теперь говорят, что полгода не могли найти. А задержали, кстати, в тот короткий период, когда Беликов остался на хозяйстве, т.е. ко всему прочему исполнял обязанности гендиректора галереи, когда Лебедева ушла в отпуск. Зачем? Может, вправду так отреагировали на появившуюся в Сети несколько месяцев назад анонимку, где говорилось о нарушениях в делах галереи? И тогда вслед за делами о мошенничестве в префектуре Западного округа Москвы скоро объявятся и новые серии. Лично я – так не очень верю в то, что человек, если, конечно, обвинения подтвердятся, повадился в «чужой огород» и почувствовал там вкус наживы, откажется от продолжения банкета на новом месте.
В жизни, конечно, бывает всякое, но во всяком случае басни Крылова убеждают нас в том, что природе такие перемены не свойственны.