Для академического сообщества начались большие каникулы – до осени взял тайм-аут президиум Российской академии наук. Но это не значит, однако, что жизнь в академических коридорах и кабинетах замерла. Наоборот, для некоторой части научных сотрудников начинается самая горячая пора. Дело в том, что официально опубликовано извещение от Российской академии наук о «проведении очередных выборов действительных членов (академиков) и членов-корреспондентов Российской академии наук на выборах 2011 года┘».
Одиннадцать отделений РАН и три региональных филиала РАН узнали свои квоты на новобранцев. Можно отметить бодрый старт новоиспеченного год назад Отделения глобальных проблем и международных отношений РАН: «глобалисты» получили пять ставок академиков и девять ставок членов-корреспондентов. Для сравнения: у Отделения математических наук эти показатели выглядят соответственно так: 7 и 9. До 4 октября, дня окончания заявочной кампании, шекспировские страсти для любопытствующей общественности обеспечены.
Видимо, чтобы канализировать это любопытство в конструктивное русло, секретарь Общественной палаты академик Евгений Велихов в минувший четверг высказался за создание в стране Российской ассоциации содействия науке (РАСН). «Мы хотим создать российскую ассоциацию, которая будет представлять интересы граждан науки», – заявил Велихов на пленарном заседании Совета общественных палат России. По словам Велихова, РАСН должна быть создана на базе отделений Общественной палаты в регионах. Работа эта уже началась, а учредительный съезд ассоциации намечен на декабрь. Так что скучно не будет.
Что-то похожее, помнится, уже было. Правда, на базе Госдумы РФ. В 2004 году академик и нобелевский лауреат Жорес Алферов создавал межфракционное депутатское объединение «Наука и высокие технологии». «Для всех нас, по существу, должна существовать только одна партия – сохранения науки и высоких технологий», – подчеркивал тогда Жорес Иванович. Теперь вот другой авторитетный академик, тоже вхожий во властные коридоры самого высокого уровня, делает вторую, существенно более масштабную попытку. Публика уже гадает: вольется ли РАСН, если все-таки дело дойдет до ее создания, в Общероссийский народный фронт? И что с этого будут иметь «граждане науки»?
Впрочем, серьезной и хорошо организованной лоббистской структуры отечественной науке действительно не хватает. Тем более что уже есть что лоббировать.
Не далее как 20 июня председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев на встрече с премьер-министром, главой набсовета ВЭБа Владимиром Путиным, сообщил, что Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) совместно с инвесторами в 2011 году может направить на финансирование проектов около 500 млн. долл. По словам Дмитриева, инвесторов, которые могут совместно с РФПИ финансировать проекты в России, интересуют отрасли инновационного направления, фармакология, медицинское оборудование, пищевая промышленность, сельское хозяйство, энергоэффективность, а также отрасли, которые связаны со средним классом. Правительство же, в свою очередь, в ближайшую пятилетку планирует инвестировать в фонд 10 млрд. долл., в том числе 2 млрд. уже в этом году.
В понедельник же, 20 июня, на совещании по формированию бюджета на 2012–2014 годы в части финансирования федеральных целевых программ Владимир Путин заявил: «В текущем году мы увеличили финансирование ФЦП до 923 миллиардов рублей. Приоритет, как и прежде, будем отдавать научным исследованиям, внедрению инноваций и развитию высоких технологий». Премьер подчеркнул, что государственные ресурсы и впредь должны быть мобилизованы на прорывных направлениях, которые «имеют мультипликативный эффект, ведут к системным качественным изменениям, создают базу для развития экономики страны». Кстати, доля госбюджета в общих расходах на НИОКР в предпринимательском секторе в России составляла 56% в 2008 году. (В среднем для стран – участниц ОЭСР этот показатель – 6,6%.)
Ждем мультипликативного эффекта┘