Японский автопром становится российским.
Фото Reuters
Наиболее заметными событиями прошлой недели можно считать публикацию официальной статистики о состоянии отечественной экономики, а также объявление о строительстве японской Mazda автосборочного предприятия на российском Дальнем Востоке.
Десант Mazda наверняка обрадует дальневосточников, которые получат дополнительные рабочие места и возможность покупать новые – а не подержанные – японские автомобили, да еще и с левым рулем. Многие противники запретительных пошлин на ввоз иномарок теперь увидят и свои плюсы в последовательной политике властей по развитию автопрома на собственной территории. Крупноагрегатную сборку автомобилей пока трудно отнести к современному автопрому. Тем не менее даже такое производство может создать перспективы для развития индустрии автокомпонентов на российском Дальнем Востоке.
Место размещения автосборочного завода пока не названо. В качестве перспективных площадок ИТАР-ТАСС называет район Владивостока и поселок Славянка на юге Приморья. Подписанное в прошлый четверг соглашение с Mazda предусматривает производство 25–50 тыс. автомобилей в год. Сначала все детали для сборки автомобилей будут завозиться из Японии. В дальнейшем предполагается размещение производства компонентов на российских предприятиях – так называемая локализация.
Если новость о заводе Mazda можно считать исключительно позитивной, то статистику за первые пять месяцев 2011 года такой не назовешь. Действительно, на фоне роста промышленного производства и ВВП в стране ускорится падение реальных доходов населения. В мае реальные располагаемые доходы были на 7% ниже, чем за год до этого. «По отношению к апрелю реальные доходы снизились на 4% с исключением сезонности», – отмечает в своем докладе Минэкономразвития (МЭР). Ведомство Эльвиры Набиуллиной напоминает, что Росстат пересмотрел динамику реальных доходов за первые четыре месяца года, а также повысил задним числом оценку реальной заработной платы за 2010 год. В итоге прирост реальной заработной платы в мае 2011 года с исключением фактора сезонности был нулевым.
Правда, при этом, по официальным данным, в стране наблюдается прирост капитальных вложений. Инвестиции в основной капитал после провала в первом квартале года в апреле и мае быстро восстанавливаются. Прирост с исключением сезонной компоненты, по оценке МЭРа, в апреле составил 5,3%, а в мае инвестиции увеличились еще на 4,3%. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года превышение в мае составило, по оценке, 7,4%. Рост инвестиций удивительным образом уживается со строительным кризисом. В жилищном строительстве снижение в мае составило 7,7% (год к году). А с января по май введено жилых домов на 6,9% меньше, чем за тот же период прошлого года. Ввод жилья в квадратных метрах падает, а отчеты о рублевых объемах выполненных строительных работ – увеличиваются. «После провала в апреле восстановился рост в строительстве. В мае по сравнению с апрелем прирост объема работ по виду деятельности «Строительство» с исключением сезонного фактора, по оценке МЭРа, составил 0,6%. В годовом исчислении к маю прошлого года динамика вернулась в положительную область – прирост составил 1,9%», – пишут чиновники ведомства Набиуллиной. По их оценкам, прирост ВВП за январь–май составил 3,9% к тому же периоду прошлого года. Это немного ниже, чем в январе–мае 2010 года, и ниже итоговых показателей прошлого года. Последнее означает, что правительство должно будет искать новые меры по стимулированию экономики.