В субботу, вроде бы выходной день, на сайте российского правительства появилось распоряжение от 10 июня 2011 г. №1019-р «Об одобрении Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации до 2020 года»: «Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации: разработать комплекс мер, направленных на сохранение и развитие театрального дела». Я, конечно, знал, что в Минкульте давно уже разрабатывается такая концепция, но почти уверен был – до театрального дела руки не дойдут, одно дело – встречи, разговоры, другое дело – большой документ, в котором бы зафиксирована была некоторая размытость, неопределенность нынешнего состояния и самого театрального дела в России и мыслей – по его развитию. И все равно – хорошо, что такой документ подписан и станет теперь руководством к действию: «Определяются три направления развития театрального дела в России. Во-первых, следует использовать, по возможности, все лучшее, что накоплено в мировом театральном процессе. Во-вторых, необходимо сохранять собственные традиции и достижения российского театра. В-третьих, в условиях свободы передвижения товаров, услуг, людей и капитала надо стремиться к созданию организационных и финансовых возможностей для повышения конкурентоспособности российских театров и театральных учебных заведений в международном пространстве». Важно, что сказано о поддержке новой драматургии, совершенно ясно, что своя «новая драма» – у Театра.doc и Центра драматургии и режиссуры, но свою может найти и вывести в люди и академический Малый театр. Важно, что теперь закреплено и то, что не все успехи определяются количеством зрителей: «Экспериментальные постановки... не всегда ориентированы на успех у массового зрителя, поэтому могут пользоваться ограниченным спросом. При этом наличие в театре права на эксперимент является необходимым для развития театрального искусства и культуры в целом». Нашлось место продюсерам – как инициаторам театральных проектов и новых творческих идей.
На неделе в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко появился худрук балета – на место Сергея Филина, который вернулся в Большой, из Новосибирска в Москву переедет Игорь Зеленский. Контракт с ним заключен на три года. Пока.
В четверг в Театре Станиславского, на сей раз драматическом, состоялось злополучное профсобрание, где не раз поминалась и заметка в «НГ» (см. номер от 16.06.11). Народный артист России Владимир Коренев злился, что, мол, были великие критики, вспомнил, в частности, Александра Петровича Свободина, которого я хорошо знал. И не сомневаюсь, что в этой истории он бы сумел объяснить своему знакомому актеру, что репертуарный театр предполагает умение не только диктовать всем вокруг свою актерскую волю, но также подчиняться главному режиссеру и худруку. А профсоюзы – они, известное дело, школа коммунизма, но в театре до сих пор ничем хорошим не прославились. Не уверен, что Галибин сумеет наладить жизнь в этой беспокойной актерской вольнице, ведь до конца его нынешнего контракта осталось чуть более двух недель. А для столичного Департамента культуры, если он пойдет навстречу пожеланиям трудящихся, боюсь, грядут непростые времена: снимать худруков – занятие увлекательное, и то, что так легко далось сперва одним, а потом другим, захочется сделать третьим, четвертым, пятым... И русскому репертуарному театру, который вот поддержали даже на уровне правительства, – хана. Как заметила недавно в фильме на телеканале «Культура» добрейшая Мария Васильевна Розанова, повторяю по буквам: Петр, Иван, Зинаида, Дмитрий, Елена, Цапля.