Ничего удивительного, что минувшая неделя в России опять вызвала всплеск интереса к проблемам средней школы и всей системы образования – в стране своего апогея достигла кампания по сдаче единого государственного экзамена. «Конечно, система (ЕГЭ. – «НГ») нуждается в совершенствовании, прежде всего с точки зрения расширения общественного контроля за проведением экзаменов», – подчеркнул премьер-министр Владимир Путин на съезде общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание» 31 мая. Главную озабоченность премьера, насколько можно судить, вызывает то, что «не на 100% защищены процедуры ЕГЭ и от разного рода злоупотреблений┘ И в этом смысле критика со стороны преподавателей вузов, школьных учителей, родителей справедлива».
Борьба со злоупотреблениями при сдаче ЕГЭ – конечно, нужно и важно. Но тут главное не забывать – ради чего нужна прозрачность процедур. Есть такое определение: фанатизм – это сверхусилие в сочетании с забытой целью. С ЕГЭ у нас нечто похожее происходит. Сущностные вопросы влияния формы экзамена на содержание всего образовательного процесса уже и не обсуждаются. А ведь за десять лет введения в стране ЕГЭ качество образования – и школьного, и высшего – явно только снизилось. Да и коррупция, лекарством от которой, как нас уверяет министр образования и науки Андрей Фурсенко, призван стать ЕГЭ, только усилилась. Чему, кстати, косвенным подтверждением служат и слова Владимира Путина на съезде Всероссийского педагогического собрания.
Опять же, кстати, министр стал на минувшей неделе едва ли не самым медийным лицом в России. Началось все с того, что Российский студенческий союз (РСС) начал сбор подписей за отставку главы Минобрнауки. К середине прошлой недели было собрано около 5 тыс. подписей. «Мы считаем, что за годы, которые он возглавляет министерство, российское образование и наука деградировали и пришли в полный упадок», – цитирует Интерфакс председателя РСС Артема Хромова.
Андрей Фурсенко, в общем, очень контактный и выдержанный человек. Но здесь и он не сдержался. «Я по собственной инициативе независимо от того, насколько сложная ситуация, проситься в отставку не планирую┘ Что касается призывов, санкций, я приемлю, готов обсуждать критику. Я не приемлю вранья», – был категоричен министр в интервью Интерфаксу в минувший понедельник. По его мнению, «часть этих выступлений – это часть начала избирательной кампании, хотя и в ходе избирательной кампании, я считаю, врать негоже».
Вот тут министр прав. Дыхание предвыборной кампании – несомненно. Собственно, и визит премьера Путина на экстренно созванный, но, в общем-то, абсолютно проходной съезд Всероссийского педагогического собрания показателен. Общероссийский народный фронт накачивает мускулатуру.
А между тем на минувшей неделе опять в кулуарах заговорили, что принципиальное решение о замене Фурсенко на кого-то другого уже принято. Называются три-четыре фамилии претендентов. Кое-кто из них очень хорошо знаком обществу, кое-кто – темные лошадки. К сожалению, в России не принято открыто и заранее обсуждать программы претендентов на высокие посты в государстве. Поэтому о персоналиях пока умолчу.
Очень важное событие – подготовка двух вариантов проекта федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Один подготовлен президиумом Российской академии образования (РАО), другой – Институтом стратегических исследований в образовании РАО. Какой из них выбрать, будет решать специально созданная Министерством образования и науки РФ рабочая группа. Но что самое удивительное – рабочую группу возглавит директор национального исследовательского центра «Курчатовский институт», член-корреспондент РАН Михаил Ковальчук. Понятно, атомщикам и нанотехнологам нужны образованные кадры. Но не менее они нужны, например, филологам и историкам. Может быть, даже больше┘
Но самый замечательный символический жест, подытоживающий катавасию вокруг ЕГЭ, принадлежит неизвестной (пока?) омской школьнице, которая объяснила свое нежелание сдавать ЕГЭ по литературе тем, что считает себя дурой. Так и написала в экзаменационном бланке. А в блоке «С» этого самого ЕГЭ-бланка, предназначенном для мини-сочинения, все объяснила: «1. я дура (бесспорно); 2. я тупая (тут тоже не поспоришь); 3. я не готовилась к лит-ре; 3.1. т.к. лень; 3.2. опять же т.к. дура 3.3. т.к. поступаю на мат. ф.». И все это – в День защиты детей, 1 июня.
И кто-то еще смеет утверждать после этого, что эксперимент с ЕГЭ провалился?..