XV Всемирный Русский Народный Собор предложил в предвыборный год «базисные ценности».
Фото с сайта www.patriarchia.ru
Представители Русской православной церкви действуют одновременно на самых различных направлениях, преследуя одну цель – нарастить присутствие Московского Патриархата в жизни России. Патриарх Кирилл предложил свои «базисные нравственные ценности», обсуждение которых в Церкви шло последние месяцы, на рассмотрение всех политических партий, которые уже представлены или могут попасть в Госдуму. На XV Всемирном Русском Народном Соборе, где прозвучала эта речь Предстоятеля Церкви, обсуждалась тема грядущих парламентских выборов (подробнее в «НГ» от 26.05.11).
В течение прошедшей недели два видных представителя РПЦ, ответственных за связи Церкви с обществом, побывали на мероприятиях экономического характера. Протоиерей Всеволод Чаплин в понедельник на круглом столе в Торгово-промышленной палате России рассуждал о предпринимателях и государственных управленцах. «Я хорошо знаю многих чиновников и бизнесменов – разве они чудовища? Большинство этих людей работают практически без перерыва и, поверьте мне, искренне хотят принести добро и стране, и людям», – сказал Чаплин. Он предложил искать в деятельности этих людей положительное и говорить о них как о новых стахановцах.
В пятницу на близкую тему выступил Владимир Легойда. «Часто можно встретить рассуждения о том, не является ли социальная проекция православия препятствием, помехой на пути успеха в бизнесе? На мой взгляд, эта проекция не может препятствовать реализации человека ни в какой сфере его деятельности. И бизнес – не исключение», – сказал он на круглом столе «Предпринимательство и православие» в рамках VII бизнес-форума «Деловой России». По мнению Легойды, в последнее время «этические основания ведения бизнеса становятся нормой». Правда, он не уточнил, в чем проявляются эти позитивные тенденции. Пока мы лишь можем констатировать, что отношения представителей Церкви и бизнес-сообщества становятся все более доверительными.
А вот кто мешал Церкви на протяжении той недели – так это либералы. И церковные, и светские. В первые дни недели продолжали звучать отголоски скандала с высказываниями ответственного редактора «Журнала Московской Патриархии» Сергея Чапнина о «языческих корнях» церемоний памяти, связанных с Вечным огнем у Кремлевской стены. Официальные представители РПЦ назвали коллегу кто «церковным диссидентом», а кто и вовсе «либералом» (подробнее в «НГ» от 24.05.11). Обидно, должно быть, было Чапнину. Ведь он метал свои стрелы не в коллег, а в неких «атеистов». Но каждый ищет врага на свой вкус!
Настоящий, не церковный либерал появился на открытии Всемирного Русского Народного Собора и даже сделал заявление, вызвавшее отповедь консерваторов. Леонид Гозман, сопредседатель партии «Правое дело», призвал Церковь чаще поднимать свой голос против злоупотреблений власти и социальной несправедливости. Либералу ответил Владимир Легойда. «Полагаю, что уважаемый сопредседатель «Правого дела» просто не в курсе всех деталей церковной позиции и церковной деятельности, в том числе и той, что традиционно называется «социальным служением» и представляет собой как раз помощь тем, кому тяжело», – сказал он в интервью Интерфаксу. Кажется, Гозман говорил все-таки о принципиальной позиции Церкви по отношению к социальной системе, а не о милостыне тем, кого жернова этой жестокой системы уже перемололи...
Во всяком случае, при помощи Собора и других площадок Церковь во весь голос вела диалог с обществом. А вот возможности мусульман в этом отношении теперь будут ограничены. Верховный суд РФ по представлению Минюста ликвидировал 25 мая Исламский культурный центр, общественное крыло Совета муфтиев России (СМР). Одновременно муфтий Татарстана Илдус Файзов опроверг сведения о своем членстве в Совете муфтиев. В пятницу глава Отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Иларион (Алфеев) принял лидеров Российской ассоциации исламского согласия, создание которой призвано было ослабить влияние СМР. Так что наступление на организацию муфтия Равиля Гайнутдина на прошедшей неделе велось по-стахановски и без либеральничанья.