На Винзаводе появится театральная программа «Платформа».
Фото с сайта музея
На минувшей неделе, в среду, начался десятый, юбилейный Чеховский театральный фестиваль. И прошлый, девятый, тоже был юбилейный, поскольку был посвящен 150-летию со дня рождения Чехова, и весь состоял из спектаклей «по Чехову». Надо отдать должное: во многом благодаря как раз Чеховскому фестивалю и сам юбилей удалось отметить достойно, без того угара, в каком прошел 10 лет назад пушкинский год. Нынешний фестиваль никаких особых дат отмечать не собирается, хотя мимо культурных обменов – с Италией и Испанией – проходить было бы глупо, раз и тем и другим проектам, в том числе и театральным, обеспечивается дополнительная государственная и финансовая поддержка. Фестиваль начался с российской премьеры нового спектакля Деклана Доннеллана, с «Бури» Шекспира (о нем подробнее – на стр.7). По традиции, чувствуя душевное расположение со стороны гендиректора Чеховского фестиваля Валерия Шадрина, да и публика его тоже в России любит, Доннеллан продолжает работать с русскими актерами. И в новом его спектакле снова заняты и Жигалов, и Феклистов, и Леньков, и Кузичев... Но следом будут итальянцы, испанцы, а также проверенные уже, не раз обеспечивавшие и зрительский, и, следовательно, коммерческий успех Жанти, Мэтью Боурн, чьи спектакли в фестивальной афише больше напоминают уже коммерческие гастроли (новый спектакль Жанти сыграют восемь раз, а «Золушку» Боурна – 16!). Но будут и безусловные художественные авторитеты – новый спектакль Лепажа, а также в Москву, после триумфального дебюта в 2003-м, снова приедет знаменитая труппа «Комедианты» из Барселоны. В России о них узнали впервые, пожалуй, после того, как увидели их выступление на закрытии Олимпиады в Барселоне. Я видел их «Фауста» в Монреале – это было сногсшибательное зрелище.
В четверг Винзавод объявил свои планы на ближайшие пять лет. Поход к президенту не прошел даром, ныне поручения формулируются мгновенно и так же стремительно облекаются «в пароходы, строчки и другие добрые дела». Премьера «Отморозков», самая шумная, но не единственная из тех, которые в мае показывают на Винзаводе, курс Серебренникова стал, надо понимать, прелюдией или увертюрой к театральной программе под названием «Платформа». Руководить ею будет Кирилл Серебренников, программа развернется по четырем направлениям: театр, танец, музыка, медиа, у каждой будет свой куратор и собственная программа, впрочем, театр Серебренников оставляет целиком за собой. Главные события будут, как и нынешние спектакли, проходить в Цехе Белого, кроме того, руководство Винзавода обещает за три года на свободной площадке построить еще один настоящий музей, в нем будут показывать наших, однако в кураторы, вполне вероятно, позовут иностранца. «Платформа» заработает в полную силу с осени, к тому времени цех собираются оборудовать разнообразной театральной машинерией и наладить акустику. На открытие, цитирую РИА Новости, Серебренников готовит проект под условным названием «Ария», для которого 12 композиторов напишут 12 произведений, посвященных календарным месяцам, а 12 певцов их исполнят. Со своей стороны, руководитель Винзавода Софья Троценко объяснила, что пока проект рассчитан на пять лет. Все это время он будет происходить в Цехе Белого, и только на полтора месяца проведения фотовыставки Best of Russia в том же пространстве будут приостанавливать показы «Платформы». Совершенно ясно, что идея «Платформы» – во всяком случае, в своей образовательной части – пересекается с уже имеющейся «Территорией», правда, по словам Серебренникова, «Платформа» привлечет режиссеров, танцоров, перформеров и так далее, и если сложится, то в этом кругу людей будут вариться все. «Территория» все-таки затевалась не так масштабно.
Кстати, как раз сегодня в Центре имени Мейерхольда отмечают торжественно 20-летие этой первой, пожалуй, такой продуманной, принципиально экспериментальной и театральной, и образовательной площадки. Вечером вручат Мейерхольдовский приз Юрию Петровичу Любимову и Андрею Могучему, на сцену выйдут театры, которые родились в этих стенах на Новослободской и здесь вставали на ноги. А что? Это и Студия театрального искусства Женовача, и SounDrama Панкова, и АРТО Николая Рощина, и Лаборатория Дмитрия Крымова. Хороший список! Есть чем гордиться.