Миндаугас Карбаускис – из режиссеров, чей талант особенно интересен, когда рядом – сильные актеры.
Фото Екатерины Цветковой/ PhotoXPress.ru
Для Москвы главное и, пожалуй, долгожданное событие минувшей недели – это назначение в Академический театр имени Маяковского нового худрука, Миндаугаса Карбаускиса. А может, это событие по значению своему и выходит за пределы столичной кольцевой автодороги. Тут многое сходится: и то, что Карбаускису нет еще сорока, и Евгений Писарев, худрук Пушкинского театра, уже не будет чувствовать себя так одиноко среди патриархов, каждый из которых правит своим театром не первый десяток лет. Карбаускис – из тех режиссеров, чей талант особенно интересен, когда рядом с ним – хорошие, сильные актеры. На мой взгляд, спектакли, которые он успел поставить в театре у Табакова, сильно выигрывают на фоне, скажем, «Ничьей, которая длится мгновение» – в Молодежном театре. Несколько странно, конечно, было узнать, что на представлении труппы новый худрук назвал себя «человеком сложным и честным» (даже так: «человек я сложный, ПОТОМУ ЧТО честный»). Эту саморекомендацию цитировали потом агентства, на эти слова обратили внимание и актеры. В честности Карбаускиса сомневаться нет оснований, другое дело и другой вопрос – что такое честность в театре. Назовет ли актриса честным решение режиссера, который лишит ее роли, чтобы передать эту роль другой актрисе? И это, пожалуй, самый простой, самый очевидный пример, а в театре таких честных решений худруку придется принимать по 10–20 в день.
Карбаускису можно и позавидовать: в труппе помимо опытных, народных Немоляевой, Анисимовой, Филиппова, Костолевского, Симоновой, Байковского, Кашинцева немало замечательных актеров среднего поколения: Прокофьева, Спиваковский, Повереннова, Бутырцева. Было бы замечательно, если Карбаускис захочет вернуть в театр тех, кто по разным причинам покинул труппу в течение последних десяти лет. Новый худрук уже сказал, что будет ставить Островского, «Таланты и поклонники», и это очень разумный выбор – режиссер, который собирает труппу, обычно выигрывает, когда начинает с Островского.
Другая новость, тоже – про честность. На прошедшей неделе в Центре имени Мейерхольда студия «Саунд-драма» Владимира Панкова сыграла первую часть своих гоголевских «Вечеров», а следом – концерт, которым отблагодарил всех, кто откликнулся на вопль о помощи. Пока театр отъезжал на очередные гастроли, ограбили студию «Саунд-драмы» и вынесли всю дорогую технику, а эта студия, ее записи помогали независимой труппе ставить новые спектакли и вообще – сохранять эту самую независимость. Придумали – сыграть спектакли, а всем, кто захочет, друзьям, недрузьям, – купить билет. Купил – помог театру. Билеты раскупили, театру помогли. Не знаю, позволят ли собранные средства восполнить потери, но солидарность актеры почувствовали – это точно.
21-го, в субботу, истекал очередной срок пребывания в СИЗО директора Образцовского театра Андрея Лучина. Суд не стали откладывать на понедельник, заседание состоялось в пятницу. Решение: продлить содержание под стражей еще на три месяца. В сентябре будет год, как Лучин находится под арестом. Зачем? Неужели я должен поверить, что именно в этом и проявляется торжество справедливости? Абсурд, иначе не скажешь.
С субботы я в Пензе, где проходит первый региональный театральный фестиваль театров Поволжья. Разумеется, я начал расспрашивать всех, как проходила в театре недавняя встреча с Владимиром Путиным. Пока шла встреча, подошло уже время начала спектакля. Публику в театр не пустили – правила безопасности в таких случаях очень жесткие. Спектакль в итоге задержали на полтора часа. Похоже на анекдот: премьер обсуждает с избранными представителями театральной и прочей культурной общественности, как, в частности, сделать так, чтобы публика захотела пойти в театр, а конкретных зрителей отсекают на дальних подступах к конкретному театру. В вопросах безопасности тонкостей не бывает: в театре имеется что-то вроде общежития, в котором живут и некоторые актеры. Один из них утром вышел за продуктами, обратно его уже не пустили. Так и гулял.
Еще одна новость. В субботу в Малом театре прошла пресс-конференция по случаю недавно объявленного вступления академического Малого в Союз театров Европы. Созданный 20 лет назад великим Джорджо Стрелером, этот союз в последние годы, казалось, немного подвял, но вот – с новым энтузиазмом, судя по всему, дело Стрелера решили поддержать и продолжить Юрий Соломин и российский Минкульт – во всяком случае, в субботу уже объявили о том, что в Москве в начале следующего года пройдет большой фестиваль Союза театров Европы, в котором кроме московского Малого театра состоит петербургский Малый драматический театр Льва Додина и персональным членом, уже, увы, без театра, остается Анатолий Васильев. Если фестиваль поможет вернуть в Россию Васильева, уже спасибо. Помните, у Вознесенского: «Чтоб в Лувр королевский попасть из Монмартра, он дал кругаля через Яву с Суматрой┘»?