На прошлой неделе глава правительства подтвердил, что многолетняя политика опережающего роста тарифов монополий может быть пересмотрена. «┘Правительство склоняется к тому, чтобы принять решение по росту тарифов в соответствии с инфляцией. Окончательное решение не принято. Министерства и ведомства считают и сделают окончательное предложение в самое ближайшее время», – заявил в прошлую среду Владимир Путин на съезде Союза машиностроителей России в Тольятти. Переход к политике «роста тарифов по инфляции» можно считать революционным, поскольку в последние годы тарифы монополий правительство повышало со значительным опережением инфляции – иногда в полтора-два раза и больше.
«На железную дорогу – мы вообще хотим сделать в следующем году рост тарифов по инфляции, то есть 5–6%, так планируем», – рассказал машиностроителям премьер, но пояснил, что вслед за ограничением тарифов, вполне вероятно, снизятся и инвестиции монополий – в том числе затраты на покупку рельсов и подвижного состава. В случае ограничений темпов роста тарифов наверняка ограничат инвестиции «Газпром» и электроэнергетики.
О возможных потерях монополий в четверг рассказала глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина. «По нашим расчетам, компании потеряют, если индексация будет 6% – по верхней планке инфляции, «Газпром» – около 73 миллиардов рублей, РЖД – около 18 миллиардов рублей», – приводит РИА Новости слова министра. Оценок возможности потерь по электроэнергетике в Минэкономразвития пока не получено из-за сложности расчетов.
Рассуждая о замедлении темпов роста тарифов, глава Минэкономразвития выразила озабоченность из-за вероятного сокращения инвестиционных программ монополий. «Мы не хотели бы, чтобы это было механическое сокращение инвестпрограмм, а хотели бы, чтобы росла эффективность расходов, а для этого должны быть механизмы», – говорит Набиуллина. По ее словам, пока не рассматриваются варианты компенсации государством части потерь естественным монополиям. Тем не менее по РЖД вопрос возмещения части затрат на инфраструктуру мог бы иметь место, поскольку в ряде стран затраты на инфраструктуру субсидируются, отметила министр.
«Нам нужен регуляторный несетевой контракт государства с РЖД, когда у компании есть некоторые обязательства по предоставлению услуг и инфраструктуры и государство берет на себя регулирование тарифов и, может быть, субсидирование инфраструктуры. Если мы затраты на развитие инфраструктуры вкладываем в тариф – для экономики это большие затраты», – сказала Набиуллина. Она добавила, что этот вопрос сейчас обсуждается «как модель», но это предполагает изменение структуры расходов самих РЖД.
Примечательны предупреждения Набиуллиной о том, что монополии в ответ на ограничение тарифов проведут «механическое сокращение инвестпрограмм», а правительству хотелось бы, «чтобы росла эффективность расходов». В этих словах одновременно видна неспособность (или нежелание) властей разбираться в структуре расходов монополий, а также робкие призывы к их реформе: «Для этого должны быть механизмы». Министр признает, что механизмов контроля за эффективностью расходов монополий у правительства нет. Другими словами: не столько правительство управляет монополиями, сколько монополии – правительством. О результатах такого управления напоминает катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС, условия для которой созревали в годы опережающего роста тарифов. Но без должного госконтроля тарифные сверхдоходы расходуются неэффективно – списываются на якобы сделанные работы или расхищаются. Опережающий рост тарифов в таких условиях вряд ли может принести пользу.