Контрасты между парадными отчетами и реальным положением в экономике были особенно заметны на прошлой неделе. В среду премьер Владимир Путин отчитался в Госдуме о работе правительства за 2010 год и заодно рассказал о планах на будущее. Речь председателя правительства оставила впечатление уверенности и оптимизма: экономика растет, доходы увеличиваются, и в скором времени будет еще лучше. Ведь у властей есть ясные представления о том, как обеспечить стране «десятилетия устойчивого и спокойного развития – без разного рода шараханий, необдуманных экспериментов, замешанных на неоправданном либерализме или социальной демагогии».
Однако если взглянуть на реальную повестку дня, то станет понятно: правительство всерьез озабочено неустойчивым положением в экономике. И чтобы хоть как-то исправить ситуацию, оно готово отменять и пересматривать только что принятые собственные решения. Типичный пример: история с повышением страховых взносов на фонд оплаты труда. Еще год назад высшие чиновники утверждали, что об отмене повышения ставки с 26 до 34% не может быть и речи. А сегодня возврат к старой ставке считается делом уже решенным. Называть такую политику «шараханиями» или не называть – это уже вопрос вкуса.
Еще одно косвенное доказательство неуверенности правительства в экономике – это его готовность пожертвовать доходами госмонополий в попытке оживить производство. «Рост тарифов не должен подавлять общую экономическую активность в стране», – заявил в четверг Путин. И предложил «просчитать вариант, при котором темпы роста тарифов не будут превышать уровня запланированной инфляции, то есть в среднем это 5–6%». Еще в начале года такие инициативы казались немыслимыми. Ведь для того же «Газпрома» правительство поднимало тарифы в прошлые годы на 15–25%, а то и выше.
«В 2010 году ВВП России увеличился на 4% – самый высокий показатель из всех стран «восьмерки». Прогноз текущего года – рост около 4,2%», – рассказывал в среду депутатам Владимир Путин. Но последние данные Аналитического центра при правительстве (АЦП) выглядят не столь оптимистично. В марте промышленное производство не только перестало расти, но и начало сокращаться. «Кумулятивное снижение выпуска в добыче полезных ископаемых за два последних месяца составило 0,3% от пика января 2011 года. Снижение объема продукции обрабатывающих производств началось лишь в марте, но составило уже 2,1%. Выпуск в пищевой промышленности сокращается пять месяцев подряд, его кумулятивное сокращение составило 1,1%», – пишет бывший экономический советник Путина Андрей Илларионов, ссылаясь на данные АЦП.
«В 2010 году реальная зарплата в России увеличилась на 4,6%. Реальные доходы граждан также выросли на 4,1%», – докладывает Путин. Но последние данные Росстата рисуют совсем другую картину. Реальные располагаемые доходы в марте 2011 года снизились на 3,4%, а в первом квартале 2011 года снизились на 2,9% по сравнению с тем же периодом прошлого года, сообщает официальная статистика. При этом реальная зарплата за год практически не выросла: +0,5% в первом квартале 2011 года по сравнению с первым кварталом 2010 года.