Смерть Козакова многие другие важные события минувшей недели отставила на второй и даже третий план. Он был очень хорошим актером, снял несколько замечательных фильмов, прежде всего, всенародно любимые «Покровские ворота». Там текст, конечно, звучит потрясающий – пьеса Леонида Зорина, но игра, и даже прежде игры – выбор актеров – на совести Козакова. Смерть позволяет всю жизнь охватить одним взглядом, разобраться в подробностях – вряд ли, но вдруг бросается в глаза, как часто он переходил из театра в театр... МХАТ, Театр Маяковского, «Современник», Малая Бронная, Ленком, потом – Камерный в Тель-Авиве, когда вернулся обратно – он побывал и во МХАТе у Ефремова, и в Маяковского, открыл свое собственное театральное дело, последние годы прослужил в Театре имени Моссовета. Мятущаяся натура, даже смерть не помешала некоторым из тех, кто знал его близко сказать о трудном характере, трудном – прежде всего для него самого. Очень важно сказать, что Козаков был одним из целого отряда, отчасти еще сохранившегося, живы еще они, последние из могикан, большого отряда в советском кино, в советском театре – актеров-интеллектуалов. Не то, что они играли интеллигентов, инженеров, ученых, но всегда решения их героев были итогом работы мысли. И эти актеры – были востребованы, нужны советскому кино, театру. Даже Дон Жуан, которого Козаков сыграл в Театре на Малой Бронной, был философом. Даже Дзержинский – интеллектуалом. Дзержинского сыграл в кино трижды, и дважды – получил премию КГБ. Власть умела тогда играть с интеллигенцией в кошки-мышки... То – запрещала давать таким, как Козаков, играть положительных героев, то вдруг – одаривала премиями. Госпремию получил совсем юным – за «Обыкновенную историю» в «Современнике», а больше всего любили его – за роли смешные, он тонко чувствовал смешное, умел быть разнообразным даже в таких, казалось бы, простодушных ролях – в «Здравствуйте, я ваша тетя», в «Соломенной шляпке».
Он умер в Израиле, похоронить завещал в России, рядом с родителями – на Введенском кладбище.
Тем не менее, хочется еще дорассказать кое-что про встречу Сергея Собянина с театральными деятелями, которая случилась в среду в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Меня, как, кстати, и Собянина, поразило выступление Марка Анатольевича Захарова. Выступление у него было сложно построено, мысль шла то туда, то обратно, но, как и Собянин, я тоже обратил внимание на прозвучавшую из уст Захарова мысль о том, что «в будущем должно остаться меньше театров на дотации правительства и муниципальных структур». Позже худрук «Ленкома» напомнил, правда, что «театр – очень хрупкое заведение», из этого Собянин, что приятно, и предложил исходить, пообещав: «ни систему финансирования, ни объемы мы изменять не планируем».
Пожалуй, самым удачным следует признать выступление худрука Театра Наций Евгения Миронова. Он зачитал пространный проект преобразования своего театра в большой и международный Центр театральных инноваций и пригласил столичного градоначальника «посетить стройку – это вселит оптимизм в нашу подрядную организацию». Поскольку Миронов один или даже два раза заметил, что Театр наций – в двух шагах от места встречи, то Собянин мгновенно откликнулся и сразу по окончании встречи в Музыкальном театре направился в Петровский переулок. В итоге федеральный Театр Наций можно поздравить – для них итогом встречи мэра Москвы с театральными деятелями стал вполне конкретный, осязаемый подарок, во всяком случае – обещание подарить, вернее, передать Театру Наций здания, которое находится на задах театра и принадлежит сегодня Москве. Что же, это известно: больше театров – меньше занятых тюремных нар. На этой неделе, кстати, обещают еще одну встречу на высшем уровне – 29-го с театральными деятелями собирается встретиться премьер Владимир Путин. Точно – выборы не за горами.
И еще. На прошедшей неделе истек срок договора у врио художественного руководителя Театра имени Маяковского Ирины Шишковой. Департамент ее назначил на эту должность после ухода Сергея Арцибашева на две недели, потом – еще на две. И вот – на сайте Департамента культуры (иных способов общения глава департамента культуры Сергей Худяков старательно избегает, как будто скрывается от журналистов, как будто он не уверен в принимаемых им решениях, - в отсутствие официальных комментариев поневоле приходится строить догадки) появилась «Информация для СМИ. Назначить на должность директора Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы «Московский академический театр имени Вл. Маяковского» Шишкову И.Ю. на срок с 22 апреля по 21 мая 2011 г. На условиях заключенного срочного контракта».
Опять комментарии получить не у кого, пресс-секретарь департамента культуры, кажется, единственно поставлена для того, чтобы избегать общения с прессой – сколько раз я звонил, почти всегда старается поскорее закончить разговор. А что за военные тайны? Тем более, я уверен, в департаменте все, и руководитель, и замы его, и пресс-секретарь, все читали «Денискины рассказы», а там верно говорится: «Всё тайное становится явным».
Назначили в Маяковку директора. На месяц. А что с худруком. Я знаю, предлагали и даже уговаривали Адольфа Шапиро, предлагали Морозову, Голомазову, еще нескольким режиссерам. Почему снова – в обстановке повышенной секретности, почему не открыто? Почему? Почему? Сергей Ильич! Сергей Ильич! Или – уже не Сергей Ильич?