На прошедшей неделе официально стартовала кампания по выборам депутатов Госдумы. И пусть по закону объявление об этом должно быть только через четыре месяца. Ведь отмашку гонке дал сам лидер партии «Единая Россия» Владимир Путин. А вот президентские выборы он оценил как пока очень далекие. Хотя именно о них на протяжении недели все и говорили.
Впрочем, 15 апреля Путин собрал руководство единороссов для того, чтобы сообщить им не только об этой разнице между двумя кампаниями. Премьер, например, потребовал от партийцев отбирать кандидатов в депутаты максимально публично. Путин настаивает, что «узкопартийного горнила» мало, надо, по его словам, выставить их на суд общественности. Что это означает на практике, он не уточнил. Ограничившись словами, что избиратель обязательно должен представлять, кого ему предстоит избрать от главной партии страны.
В общем, на протяжении всей встречи Путин не раз требовал развернуть внутрипартийную конкуренцию, чтобы в парламент в конечном счете попали «свежие, интересные люди, которые понимают проблемы, знают их, готовы и в состоянии решать вопросы». А еще он заявил, что, по сути, предвыборный штаб партии во главе с ним будет проводить заседания раз в две-три недели. Однако так ничего и не сказал, а собирается ли он возглавить не только его, но и сам партийный список ЕР.
Путин зачем-то сравнил предстоящие выборы с Олимпиадой в Сочи. После проведения которой созданная под нее инфраструктура будет служить народу и дальше. «С точки зрения проведения предвыборной кампании это вполне уместная аналогия. Выборы важны, и любая политическая партия, которая вступает в политическую борьбу, должна стремиться к победе и должна побеждать, но не менее важно, чтобы сам ход кампании был использован для того, чтобы создать условия для развития страны», – сказал он.
По контексту в принципе можно предполагать, что Путин помимо максимальной открытости ждет от своей партии честного участия в выборах и потому честной на них победы. Без оглядки на полученный процент. Но ведь можно представить себе и иное прочтение данной фразы. Скажем, победительная кампания партии власти приводит к тому, что ее глава автоматически становится фаворитом и в преддверии марта 2012-го. И развитие страны уже ничто остановить не может. Правда, своим подчиненным лидер ЕР о президентских выборах думать сейчас запретил вообще. И тем более – возбуждаться.
На прошлой неделе единороссы действительно оказались самыми возбужденными после слов Дмитрия Медведева. Хотя действующий президент всего-то не исключил, что он все-таки захочет стать следующим. Из ЕР последовал ответ – для этого нужна поддержка нашей партии, а для того – договоренность с Путиным. Ну и еще – не пугать общественность ускорением политических реформ. Но, когда сам Путин заявил, что он тоже ничего не исключает, единороссы размышлять перестали вовсе. И объявили, что другого кандидата им и не надо знать. А гражданское общество в очередной раз осталось в недоумении: чего же оно на неделе стало свидетелем. То ли схватки элит, то ли борьбы нанайских мальчиков.
Российское ТВ на противостояние хорошего с лучшим отреагировало грамотно. И с середины прошлой недели стало больше показывать именно премьера. Может, не столько по хронометражу, сколько по смыслу. Путин ведь целыми днями только и спасает нашу страну от разных напастей. Поэтому на коньках учится кататься лишь по ночам. А президент на далеких экзотических курортах тем временем рассуждает об инклюзивном экономическом развитии.