Если бы существовал конкурс самых оригинальных экономических высказываний, то победу в нем смело можно присуждать президентам Белоруссии и России – Александру Лукашенко и Дмитрию Медведеву. Первый – Александр Лукашенко – пообещал за несколько дней сбалансировать валютный рынок, где реальный курс почти в полтора раза превышает официальный. А второй – Дмитрий Медведев – заявил, что для создания в России Международного финансового центра (МФЦ) внутренние вопросы уже решены и осталось решить международные (по крайней мере так цитирует президента Интерфакс).
«Сегодня-завтра-послезавтра мы выровняем ситуацию по валюте. Но вы на меня не обижайтесь. Курс – это дело нескольких дней, надо, может быть, неделю», – заявил в субботу Александр Лукашенко. Президент братской Белоруссии уверен, что ажиотажа с валютой можно было избежать и люди сами создали себе проблемы. «Чего было бросаться в обменники? Мы живем за белорусский рубль. Вы же изъяли огромное количество валюты и вообще финансов из банков, когда начали забирать вклады. Я же не могу не отдать вам эти вклады, и мы их начали отдавать. Не хватило валюты в банкоматах – начали использовать золотовалютные резервы. Потом видим, что это вообще может привести к серьезным, печальным последствиям. Я запретил выдавать золотовалютные резервы. Есть валюта у кого – пожалуйста, выдавайте. Нет валюты – будьте здоровы», – сообщил Лукашенко.
Между тем несложно разобраться, какие именно «сами создали себе проблемы». По данным Национального статкомитета, реальная зарплата (с поправкой на инфляцию) выросла в Белоруссии за год более чем на четверть, а назначаемый властями официальный курс белорусского рубля за этот же год почти не изменился. Точнее, реальные зарплаты белорусов за январь–февраль 2011 года оказались на 26,1% больше, чем прошлогодние. А курс белорусского рубля к доллару понизился только на 4,3%. Нетрудно сообразить, что небывалая предвыборная накачка зарплат неизбежно обрушит курс белорусского рубля. Именно это и происходит сегодня в Белоруссии, где иностранная валюта – по сообщениям очевидцев – продается на 40–60% дороже официального курса. Выровнять ситуацию по валюте за «сегодня-завтра-послезавтра», как обещает Лукашенко, можно только за счет девальвации или запрета хождения иностранной валюты. При этом граждане республики могут почувствовать себя своего рода подопытными животными, которым сначала дали проглотить высокие зарплаты, а потом выдернули их обратно за веревочку валютного курса.
За первое место в конкурсе оригинальных высказываний с Лукашенко может поспорить президент России, который уверен, что внутренние проблемы на пути создания Международного финансового центра у нас почти решены. «Если говорить о решении внутренних финансовых вопросов, то они более или менее все решены, кризис прошел, сейчас нужно заниматься несколько другими вещами», – подчеркнул Медведев на встрече с директором Гонконгской фондовой биржи в воскресенье. «Мы пока находимся в организационной фазе создания МФЦ, принимаем законы, стремимся улучшить инвестиционный климат, создать инфраструктуру. Надеюсь, мы уже на полпути к достижению результата», – цитирует Медведева Интерфакс.
Между тем помощник президента Аркадий Дворкович всего несколько дней назад заявил, что «наш инвестиционный климат настолько плох», что его вряд ли сможет ухудшить даже провал бизнес-союза «Роснефти» с BP, который первоначально получил благословение на самом высоком уровне. Слова Медведева об улучшении климата, возможно, следует понимать как достижение своего рода инвестиционного дна, после которого возможен только путь наверх – то есть к улучшению инвестклимата. Однако новая инициатива законодателей по ограничению работы международных платежных систем в России дает повод усомниться в том, что инвестиционное дно в стране действительно уже достигнуто.