Предварительные итоги первого квартала, которые подводят экономисты, пока не дают повода для оптимизма. В начале прошлой недели эксперты заговорили об очередной паузе в начале 2011 года. Экономика, похоже, балансирует между стагнацией и новым спадом. Прирост ВВП по сравнению с первым кварталом прошлого года может не превысить 2% – что в полтора раза хуже, чем в 2010 году, и вчетверо меньше, чем до кризиса. Причины стагнации эксперты видят в сокращении инвестиций и торможении реальных доходов.
Вывод о стагнации подтверждают и данные Аналитического центра при правительстве России, который зафиксировал нулевой рост ВВП уже в феврале. «Экономическое оживление оказалось коротким. Темпы прироста ВВП на уровне, близком к 1% в месяц, сохранялись в течение лишь трех месяцев – с октября по декабрь 2010 года. В январе они снизились до 0,4%, а в феврале стали нулевыми. Если статистика последующих месяцев подтвердит предварительные данные февраля 2011 года, то это означает начало третьей паузы в экономическом росте за последние три года. Первой паузой была «большая» экономическая рецессия в сентябре 2008 года – мае 2009 года, второй – летняя «мини-рецессия» – с июня по август 2010 года», – рассуждает в своем блоге бывший экономический советник президента Андрей Илларионов. По его словам, экономические тренды в экономике в последние месяцы оказались разнонаправленными, «Если экспорт и импорт показали рекордные темпы роста (на 5,5–9,5% в месяц), то инвестиции – рекордные темпы спада (на 6% в месяц). Инвестиции сокращались три месяца подряд, сельскохозяйственное производство и реальные доходы населения – два месяца подряд», – отмечает Илларионов.
Знаковым событием прошлой недели стал вывод о неработоспособности рыночных механизмов в электроэнергетике, которые Анатолий Чубайс создавал там в последнее десятилетие. Полное освобождение цен в начале года привело к подорожанию электроэнергии в среднем по стране примерно на 40% вместо ожидавшегося подорожания на 15%. Понятно, что такой ценовой удар поставил многие предприятия на грань выживания. Поэтому президент и премьер вынуждены были перевести электроэнергетику на ручное управление, потребовав ограничить рост тарифов уровнем в 15%. Между тем руководство Минэнерго делает вид, что не имеет отношения к формированию ценовых механизмов и соответственно к дикому подорожанию электроэнергии. Глава Минэнерго Сергей Шматко на конференции энергосбытовых компаний сообщил, что «ситуация уже стала социальной» и уже появились силы, которые говорят о провале реформы электроэнергетики, не работающей модели рынка, и эти силы призывают к пересмотру ситуации в отрасли. «Если мы совокупными усилиями не положим конец этому разгулу страстей, то решения могут быть очень разными. Хочу донести ясную мысль – люди, работающие в электроэнергетике, должны объединиться и защитить тот бизнес, те представления, ту модель рынка, на которой мы вместе с вами работаем. Она может быть несовершенна, но нужно обеспечить недопустимость выставления политических оценок. Нужно не допустить пересмотра базовых решений, которые были приняты», – цитирует министра РИА Новости.
Призывы министра «защитить бизнес» можно трактовать по-разному: либо как объявление войны всем потребителям электроэнергии, которые сопротивляются «бизнесу» монополистов, либо как призыв к энергетикам временно поумерить аппетиты ради сохранения той самой драгоценной «модели рынка», которая позволяет взвинчивать за год цены на 40% или даже на 70%.