0
1507
Газета Неделя в обзоре Интернет-версия

14.03.2011 00:00:00

В культуре: Доброе слово о дедушке и Цирк Никулина – в Японии и Москве

Григорий Заславский

Об авторе: Григорий Заславский - заведующий отделом культуры "НГ"

Тэги: никулин, цирк, япония, землетрясение


никулин, цирк, япония, землетрясение Юлия и Александр Волковы – гимнасты без страха и упрека.
Фото с сайта www.circusnikulin.ru

Субботняя новость среди других – из потрясенной землетрясением Японии: представления программы «Цирк-симфония» артистов Московского цирка Никулина, которые с начала февраля гастролируют в Токио, в субботу были отменены, но с воскресенья шоу планируют показывать по графику до 21 марта.

Между тем в самом Цирке на Цветном – новая программа, которую я посмотрел на минувшей неделе. Называется «Парад аттракционов», и действительно один аттракцион сменяет в представлении другой, еще более захватывающий. Только-только Сергей Мазурин выходил в номере с сальто на подкидной доске, и вот он уже, не объявленный пока в программе, – с сольным силовым номером, забирается не по канату – по цепи, обрывает ее и с высоты прыгает вниз, успевая провернуть сальто. Как всегда, наши цирковые самые страшные свои трюки исполняют без страховки, и вот – непонятная простому человеку логика циркового артиста: под куполом снова Юлия и Александр Волковы, воздушные гимнасты на полотнах, это те самые, которые несколько лет назад срывались, были все переломаны. Слава богу, собрали их, выздоровели и – снова на манеже. Ура! И опять – без страховки! Сердце замирает, руки потеют... Живой оркестр выстукивает дробь... Ура, удалось, и – все живы-здоровы. Одно только замечание, между строк. Как обычно, с успехом, срывая каждые пять секунд аплодисменты, прошли обезьяны знаменитого дрессировщика Азиза Аскаряна. Среди прочих трюков в его номере – уже не новый, известный, с национальными танцами. Очень смешно шимпанзе в кипе отплясывает «Семь сорок», шимпанзе в цыганских юбках, шимпанзе – с грузинской лезгинкой, русский танец в кокошнике под песню «Напилася я пьяная...». Замечательно, смешно... Но, может, добавить – разнообразия и смеха ради – армянский танец, чтобы не было никаких сомнений в объективности дрессировщика? Это – вопрос.

В субботу позвонил знакомой японке – вроде бы ее родственники все живы, никто не пострадал, вечером получил от нее письмо: «Передала ваше слова театру «Читэн», и они передают Вам благодарность за соболезнование. У них как раз вчера была назначена премьера в Йокогаме, а, естественно, отменили, и на сегодня тоже. О завтра пока неизвестно, а из-за аварии атомной станции обстоятельство усложнилось. Говорят, что выставка Пушкинского музея, которая должна состояться в конце марта в Йокогаме, тоже отменится». Театр «Читэн» только что приезжал на гастроли в Москву с двумя чеховскими спектаклями – «Дядя Ваня» и «Вишневый сад», замечательный театр, хочется думать, приедут еще раз в Москву и сыграют «Трех сестер» – в их афише все четыре великие пьесы Чехова.

В субботу и воскресенье в рамках специальной польской программы «Золотой маски» в Театре.doc показывали 50-минутный спектакль-монолог Войчеха Земильского «Небольшой рассказ». Довольно прихотливо сложенный, с цитатами из великих и видеофрагментами из разных спектаклей и художественных акций, в основе, прошу прощения, интенции – апология дедушки. Войчех Земильский выступает в защиту своего деда, польского аристократа Войчеха Дзезушицкого, который на старости лет был подвергнут обструкции за сотрудничество с польским КГБ. Вытаскивая на свет божий доносы собственного деда, Земильский убедителен: в письмах было много искусства, меньше – того, что могло бы причинить кому-то вред...

Сложные мысли и чувства одолевали меня. Мне не понравился актер – перед началом спектакля, мне показалось, лицо его светилось каким-то самодовольством. Мне не нравится это «все на продажу», даже когда не обвиняют, а защищают (можно вообразить, что спросом на разнообразных фестивалях пользовался и спектакль, в котором бы внук обвинял своего деда, заодно со всей польской либеральной интеллигенцией). Я попытался представить такого же внука или правнука офицера гестапо... Оправдать – при желании – можно всё и всех, обвинить, мы знаем по собственному историческому опыту, – тоже.

А понравился мне и в этом, и в других уже показанных на «Маске» польских спектаклях социальный запал, их готовность говорить о том, что болит, и о том, что выздоравливает. И – сложная форма для такого социального, в определенном смысле – сиюминутного театра. А у нас, в нашем театре, этот самый запал – по-прежнему такая редкость, что мы готовы носить на руках любого, кто отважится заговорить на сцене о чем-то серьезном и имеющем отношение к жизни за порогом театра. Безумству храбрых поем мы песню, и, в общем, уже неважно, хорош ли этот разговор с точки зрения театра, да и есть ли там театр или нет его вовсе.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
383
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
490
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
400
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
338

Другие новости