Сергей Арцибашев на минувшей неделе вышел из больницы и успел встретиться с руководителем Департамента культуры Москвы Сергеем Худяковым. Трудно сказать, поможет ли это снять вопросы, вызвавшие протест части труппы. Во всяком случае, после двухчасовой беседы стороны пришли к выводу, что в театре следует вводить двуначалие: директор и худрук (главный режиссер). Это означает, что нынешние права Арцибашева будут сильно урезаны, а главное – театр скорее всего покинет брат Сергея Николаевича – Владимир Николаевич, который формально считался заместителем худрука, а на самом деле выполнял обязанности директора, и мне-то кажется, что в отношении к нему мнение всех было одинаково отрицательным, поскольку театральное хозяйство за последние годы пришло в упадок.
Попутно разгорелся еще один, образно выражаясь, пожар: сотрудники Музея декоративно-прикладного искусства на Делегатской написали письмо министру культуры – они восстали против директора. Директор, узнав, что бюджет музея урезали на треть, решила не ждать милостей от природы, а по совету Мичурина попытаться эти милости добыть своими силами, в частности – задумала открыть при музее предприятие общепита под вывеской музея еды. Директор настаивает, что из нескольких десятков подписантов половина, 42 (сорок два) человека, – бывшие дворники, от услуг которых она решила отказаться и доверить уборку клининговой компании. Поверить в то, что музей имел в штате 42 дворника, мне было трудно, но директор настаивает.
Дзержинский районный суд Петербурга отпустил под залог в 300 тыс. руб. за каждого двух арестованных «за хулиганство» членов арт-группы «Война». Хотя еще месяц назад за одного Леонида Николаева адвокаты предлагали 2 млн., и Николаев остался в СИЗО. По сообщению РИА Новости, адвокат Екимовская, защищавшая Олега Воротникова, похоже, была удивлена: «Редко бывает, когда суд полностью принимает доводы со стороны защиты». Залог внесли, и оба арестованных в ноябре прошлого года художника «Войны» оказались на свободе. Еще одна новость, связанная с арт-группой: экспертный совет премии «Инновация» исключил из числа номинантов акцию арт-группы «Война» на Литейном мосту, новость появилась на сайте конкурса: «В соответствии с условиями конкурса... заявители обязаны получить согласие всех авторов, заявленных на участие в конкурсе. Однако... выяснилось, что никто из членов арт-группы «Война» не давал согласия на участие в конкурсе». Правда, в числе номинантов на главную и во многом госнаграду в области актуального искусства останется Ирина Корина с проектом «Показательный процесс», который, по словам художницы, среди других учитывал и судебное преследование арт-группы «Война».
А еще на минувшей неделе прошли очередные слушания по делу директора Образцовского театра Андрея Лучина. Судья принял решение оставить его под арестом. Не приняли во внимание ни письма из Минкульта, ни письмо Калягина от Союза театральных деятелей, ни то, что в ходе следствия сумма претензий сильно снизилась в сравнении с первоначальными 12 млн. руб. От театра на слушания ходила Ирина Корчевникова, которая год назад проводила проверку Образцовского театра по линии Минкульта. Честно говоря, я слушал ее, и мне было очень жалко Андрея. Ему отказывают даже в свидании с сыном – неужели это способствует торжеству правосудия?!
На минувшей неделе в петербургский Театр имени Ленсовета вернулся Юрий Бутусов, его назначили главным режиссером. Главным режиссером Ярославского академического театра драмы имени Волкова назначили Евгения Марчелли, чей спектакль «Екатерина Ивановна» вот-вот покажут в Москве – он номинирован на «Золотую маску». Занятно, что театру, не принявшему радикальные методы руководства теперь уже бывших директора Бориса Мездрича и худрука Сергея Пускепалиса, придется работать с режиссером, которого недавно, правда, в другом городе, борцы за чистоту обвиняли в порнографии – кажется, в «Вишневом саде».