Василий Бархатов готов стать членом Общественной палаты.
Фото PhotoXPress.ru
Одна из главных тем, которые обсуждали на минувшей неделе те, кто так или иначе живет заботами отечественной культуры, – скандал в Академическом театре имени Вл.Маяковского. В следующем, 2012 году у театра – юбилей, 90 лет, история у него славная, отсчет идет от Театра революции, а значит, и Всеволода Мейерхольда, и вот, можно сказать, накануне юбилея несколько народных артистов объявили собрание труппы, чтобы поставить вопрос о доверии художественному руководителю народному артисту России Сергею Арцибашеву. Всю прошлую неделю Арцибашев пролежал в больнице, но, вполне вероятно, сегодня появится в театре и объявит о своем решении. Не знаю, что он решил. Если решил остаться, на мой взгляд, правильнее всего было бы объявить о начале работы над новым спектаклем. И – начать работать. Конечно, это должно быть какое-то свежее название, которого бы не было в афише Театра на Покровке, которым Арцибашев продолжает руководить параллельно. «Повторение пройденного», то есть появление в афише Театра Маяковского названий, которые до того были поставлены Арцибашевым на Покровке, – одна из многих к нему претензий. А параллельно – ремонтировать, приводить в порядок театр, найти нового хорошего директора, дать наконец возможность работать в театре другим режиссерам, молодым, зрелым, старым и малым, в Филиале на Сретенке, да и в основном здании на Большой Никитской.
На этой неделе в Риме торжественно открыли Год России в Италии, многие обозреватели, да даже и президент Медведев, обратили внимание, что итальянскую речь члены российской делегации слушали живьем, без наушников. Авдеев, министр культуры, насколько я знаю, владеет итальянским давно и, вероятно, в отличие от чеховской сестры за несколько лет, проведенные в России, без ежедневного контакта с европейской культурой, он не забыл, как по-итальянски «окно». А другие? Неужели успели так скоро выучить, готовясь к итальянскому году?
Симфония Арво Пярта не получила «Грэмми» – симфония, посвященная Ходорковскому. Фильм о нем в Берлине на фестивале тоже ничего не получил, но и шел он вне конкурса, зато интерес к нему, если верить очевидцам, был выше среднего, хотя вызвал больше разочарований, чем восторгов.
Василий Бархатов, больше оперный, чем драматический, режиссер, станет членом Общественной палаты. Принял приглашение, поскольку, как сказал в одном интервью, «подумал, что смогу сделать что-то в области культуры, где очень много проблем... Хочется сделать многое». Желание похвальное, но режиссер (было принято всегда считать), когда хочет что-то сделать в области культуры, ставит спектакль. На сцене – его мысли, его боль и т.д. Помню, будучи в Вильнюсе, давно это было, захотел увидеть Будрайтиса. Он был председателем литовского Союза театральных деятелей, сидел один в кабинете. Ролей не было. Все понятно. А если роли есть – нет повода сидеть в кабинете.
К числу событий следует отнести и визит в Москву японского независимого театра «Читэн». Их приезд был тем более неожиданным на фоне почти ежедневных решительных заявлений японских политиков про Курильскую гряду. Они привезли два спектакля Мотои Миуры – «Дядя Ваня» и «Вишневый сад». В обоих случаях режиссер весьма решительно отбрасывает второстепенных героев, оставляя на сцене лишь главных. На обсуждении после «Дяди Вани» одна ученая дама, специалист по Японии, рассказала, как это все близко традиционному японскому театру: как и там, у Миуры герои все время находятся на сцене, вместо диалогов – цепочка монологов, и т.д., и т.д. В «Вишневом саде» решение роли Лопахина и самой сцены покупки сада, на мой взгляд, на грани открытия. Кстати, Лопахин в спектакле Миуры с первых минут говорит всем, что купил вишневый сад. Все кончено, уже все случилось, но его не слышат, как у Чехова – никто не хочет слушать предупреждений Лопахина и его предложения. Вся сцена засыпана монетами. Вот они деньги – но ни Раневская, ни кто другой из ее окружения их не видит и видеть не хочет. А когда Лопахин говорит, что купил, всякий раз он поскальзывается и падает, поскальзывается и падает... Не его дом и его – никогда не будет. Да, купил, но удержаться, устоять на этой земле не сумеет. Можно, конечно, протянуть эту мысль до самых Курильских островов, но режиссер, это ясно, не про них поставил свой «Вишневый сад».