Борис Мездрич возвращается в Новосибирск, а Теодор Курентзис оттуда уезжает.
Фото ИТАР-ТАСС
Сенсация, иначе не скажешь: в пятницу объявили короткие списки номинантов на Государственную премию в области современного искусства «Инновация» и на главную награду – «Произведение визуального искусства» – в этом шорт-листе значится арт-группа «Война» за акцию «Член в плену у КГБ», ту самую, петербургскую... Кстати, кроме «Войны» на премию в том же главном разделе претендует и Ирина Корина с инсталляцией «Показательный процесс», к слову, контекст ее и описание – тоже вполне политически актуальные, пластилин, который выплывает, как убегающая каша, через зарешеченную конструкцию, из клетки. Там же и Андрей Монастырский – за инсталляцию «Коридор КД». В пятницу же рассказали о том, как будет выглядеть новая экспозиция в российском павильоне на Биеннале в Венеции – после нескольких лет группового присутствия и нескольких проектов на двух наших этажах решили снова попробовать прорваться в мировую художественную элиту и получить признание с одним-единственным проектом, правда, это будет все же проект коллективный – Андрей Монастырский и его «Коллективные действия». Что же до «Инновации», то сенсация, конечно, в том, что бороться за Государственную премию в последний круг пропустили арт-группу, участники которой находятся в петербургском СИЗО, а лидер, Алексей Плуцер-Сарно, вынужден был покинуть Россию, чтобы избежать той же невеселой участи.
Остается добавить, что в списке номинантов на «Инновацию», кроме уже перечисленных, творческое объединение «Куда бегут собаки» (Наталья Грехова, Владислав Булатов, Ольга Иноземцева, Алексей Корзухин) за инсталляцию «Поля 2/Кум/Карагез/Солярис» и еще одна группа, «Синий суп», за видеоинсталляцию «Без названия».
В пятницу же стало известно, что Ярославский академический театр драмы имени Волкова покидает нынешний директор Борис Мездрич. Вместе с Мездричем уезжает из Ярославля и нынешний главный режиссер Сергей Пускепалис – это тот, который сыграл главную роль в картине «Как я провел этим летом» и получил за нее приз в Берлине. Который поставил в «Современнике» «Бога резни».
Мездрич – один из самых известных в России театральных директоров, где бы он ни работал, этот театр сразу же становится и номинантом «Золотой маски», и лауреатом, и сам он – лауреат разных профессиональных премий и наград. Мездрич, мне кажется, не из тех, кто умеет гибко, мягко, политично и дипломатично. А часто без этого – никак. Приехав в Ярославль, он тут же начал одних увольнять, тех, кто, по его мысли, уже работать не мог, всех других – переводить на контракты. Но, как и у Юрия Петровича Любимова, у Мездрича тоже с переводами актеров на контракт не очень заладилось. Он увольняет, а судья ему пишет письмо – срочно доложить, по каким параметрам получают в театре артисты новые роли? В связи с чем такой-то был исключен из состава исполнителей роли Репетилова в «Горе от ума»? Доложить до 10 февраля. Это – годичной давности история. Параллельно зачастила в театр пожарная охрана. Театр закрывали на 90 суток, потом открывали, снова грозили закрыть и требовали, например, чтобы срочно появился горизонтальный пожарный занавес, отделяющий трюм от верхней половины театра. Признаюсь, я о таком и не слышал никогда и, конечно, нигде не видел.
Стало понятно: работать дальше невозможно. Мездрич сложил оружие и написал в Министерство культуры заявление об уходе. Решил вернуться в Новосибирский театр оперы и балета, который при нем расцвел и даже приобрел европейскую известность – при Мездриче там ставил Дмитрий Черняков, а дирижировал – Теодор Курентзис.
В Ярославле главным режиссером станет скорее всего Евгений Марчелли. Продержится ли? Это вопрос. Марчелли – режиссер-экспериментатор, любит разные вольности с классикой, а в Ярославле, судя по всему, экспериментировать не очень любят. Город консервативный.
Во всяком случае – в театре.