О новом проекте Сергея Мавроди теперь знают почти все российские телезрители.
Фото Виктора Мордвинцева (НГ-фото)
Новый проект Сергея Мавроди по строительству виртуальной пирамиды МММ-2011, который вызвал небывалый отклик в СМИ, заслонил собой остальные экономические события недели. Все российские чиновники, которые трепетно заботятся о регулярном появлении на телеэкранах, бросились комментировать проект МММ-2011, описанный Мавроди в своем интернет-блоге. Глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко, спикер Госдумы единоросс Борис Грызлов, глава Службы по финансовым рынкам Владимир Миловидов, а также прокуроры и правоохранители на разные лады рассказывали об опасности новой затеи Мавроди. Известный борьбой за здоровье сограждан Геннадий Онищенко пообещал помешать Мавроди запустить новую финансовую пирамиду. «Надо серьезным образом подумать над изменением действующих статей Уголовного кодекса о запрете на занятие финансовой деятельностью для тех, кто ранее обманул большое количество людей», – заявил первый вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин.
Впрочем, скоро выяснилось, что помешать Мавроди публиковать в Интернете свои прожекты даже при самом произвольном толковании законов будет весьма затруднительно. Поэтому ведомство Онищенко слегка смягчило позицию и посоветовало рассматривать МММ-2011 лишь как вариант игорного бизнеса. Идея же сенатора Торшина о запрете на профессию для тех, «кто ранее обманул большое количество людей», была встречена во властных кабинетах с еще большей настороженностью. Ведь к «обману людей» можно отнести и результаты работы многих ныне здравствующих чиновников – которые обещали гражданам одно, а в результате получалось совсем другое. Возможно, именно поэтому единоросс Борис Грызлов поспешил объявить именно Мавроди самым главным российским обманщиком, которого не следует путать с другими – более мелкими. «Я считаю, что это (деятельность МММ. – «НГ») наиболее серьезное преступление, которое было совершено в период с 1990 по 2000 год», – заявил спикер Грызлов, которого процитировал на прошлой неделе Интерфакс. «Если прокуратура, Следственный комитет могут посчитать, что есть попытка мошенничества, попытка преступления, то это тоже квалифицируется нашим Уголовным кодексом», – разъяснил спикер-единоросс факт зависимости судьбы Мавроди от расчетов прокуроров и следователей. Тем не менее Мавроди объявил, что участвовать в качестве организаторов и руководителей готовы уже десятки тысяч пользователей Глобальной сети.
Однако события в российской экономике на прошлой неделе не ограничились только обсуждением интернет-блога Сергея Мавроди. Самой значительной по последствиям (а не по информационной кампании в СМИ) новостью можно считать новый альянс нефтяных компаний «Роснефть» и ВР, о котором в субботу объявил премьер Владимир Путин. Обмен акциями с британской компанией, капитализации которой угрожают многомиллиардные иски в США, – довольно смелое решение. Не менее смелым поступком можно считать приглашение ВР поработать на российском арктическом шельфе. Не секрет, что именно ВР связывают с масштабными экологическими катастрофами в Мексиканском заливе и на Аляске. Союз «Роснефти» с англичанами поможет России сократить технологическое отставание в сфере разработок месторождений на морском шельфе. На международные иски по делу ЮКОСа альянс ВР–«Роснефть» также может повлиять в нужную для российской власти сторону.