Белоруссия, Молдавия, Киргизия – кто с большим, кто с меньшим успехом – всю минувшую неделю разгребали последствия поствыборных процессов. Кишинев входит в нормальный режим государственного управления, распуская и формируя, согласно Конституции, властные институты. То же самое пытается делать Бишкек. Самой буйной в СНГ республике на первый взгляд это удается. Однако местные эксперты, указывая на протекающий одновременно с формированием госструктур беспрецедентный передел собственности, уверенно предрекают новый кризис. Причем такой, что все предыдущие по части грандиозности могут показаться средненьким фейерверком. А в Минске после разгона демонстрации и массовых арестов оппозиционеров – тягостная тишина. Президент Александр Лукашенко вопреки требованиям, раздающимся со всех сторон, освободить участников беспорядков и арестованных лидеров оппозиции настроен сдержать обещание: все ответят по закону. Рискуя взорвать едва наладившиеся с миром отношения, белорусский лидер, похоже, склонен в очередной раз явить умение править своей страной недрожащей рукой.
А вот Казахстан ни у кого не повернется язык упрекнуть в недемократичности. Общественность, депутаты и политики, летом провозгласив президента Нурсултана Назарбаева Елбасы (лидер нации), теперь озаботились продлением его президентских полномочий до 2020 года без всяких выборов, в которых Нурсултан Абишевич, несомненно, был бы явным и безоговорочным фаворитом. Назарбаев сказал: не надо. Но разве демократии воспротивишься? Депутаты тут же внесли в Конституцию нужные поправки, теперь вопрос о продлении полномочий президента Назарбаева до 2020 года будет решаться, и нет сомнений, что решится положительно, на референдуме.
Туркмения и Азербайджан вступили в новый политический год со знакомыми заверениями в богатстве своих природных кладовых: газа хватит если не на весь мир, то на Европу и часть Азии – точно. А Баку вдобавок опять «облизнулся» на часть магистрального газопровода Грузии. Именно на ту, по которой происходит газообеспечение Россией Армении. В конце прошлого года официальный Тбилиси закрыл эту тему заявлением о стратегической важности этого объекта. Теперь в Азербайджане заговорили о том, что этот участок трубы выведен грузинским правительством из списка стратегических объектов и, стало быть, его можно и следует купить. Опыт подсказывает, что на днях стоит ожидать реакции Еревана, который захочет полной ясности в данном вопросе. Пока же он готовится к возможным переговорам с Тбилиси по другой проблеме.
В Грузии решили навести порядок в «брендовом» хозяйстве. Благое намерение, по сути, трансформировалось в претензии к соседним странам, производящим и реализующим продукцию исконно грузинской кулинарии. Турция, Армения и Азербайджан вовсю продают в различных странах чурчхелы – колбаски из загустевшего виноградного, реже другого фруктового сока, начиненные орехами, хачапури (пироги с сыром), хинкали и прочие вкуснятины грузинской кухни. Особняком стоят вина. В частности, «Саперави» из одноименного сорта винограда, плантации которого можно найти повсюду, где способна произрастать лоза. По мнению Тбилиси, запретить другим государствам выращивать сорт саперави и давить из него вино никак не получится, но вот за марку вина «Саперави» побороться стоит – то есть негрузинских производителей вина из саперави надо бы как-то обязать полученное вино называть иначе с возможной припиской о сорте винограда. По неофициальной информации, вопросы с брендами грузинский президент Михаил Саакашвили якобы намеревался обсудить на встречах в ходе визита в Армению в середине января. Однако в эти дни он оказался в США, где почтил присутствием мероприятия, посвященные внезапно скончавшемуся Ричарду Холбруку. Помимо этого в минувшие выходные в Вашингтоне он был принят президентом Бараком Обамой и по окончании получасовых переговоров выглядел довольным: Обама хвалил Грузию за демократические преобразования и помощь в военных кампаниях в Ираке и Афганистане.